Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Руководитель открытой сельской школы - новый взгляд на менеджмент в сельском образовании.

Изменение роли и функции руководителя школы

Как показывают практика и результаты данного исследования, в современных условиях в значительной степени меняются и усложняются функции руководителя сельской школы, которая перерастает в социокультурный комплекс. Директор комплекса должен хорошо представлять, чему и как обучать сельских детей, он призван отчетливо видеть перспективу развития ближайшего окружения школы и села в целом. Более того, он обязан перенести свое видение будущего деревни на весь педагогический коллектив комплекса. Директору необходимо отказаться от рутинной цели поддержания школы в работоспособном состоянии как главной задачи своей деятельности. Ему нужно принять на себя более важную роль создания и поддержания в коллективе здорового и плодотворного морального климата. Руководитель сельского образовательного комплекса отказывается от функции общего надзора за каждым работником. Вместо этого он осуществляет выборочный контроль за деятельностью и дисциплиной тех лиц, поведение которых находится на грани допустимого. С большей частью персонала он работает как с коллегами на основе равного партнерства в поисках более современных методов обучения и воспитания.

Достижение эффективных результатов образовательной деятельности на селе в современных условиях требует новых подходов к работе с персоналом. В практике работы Коткозерского сельского социокультурного комплекса сложилась определенная система по подбору педагогических кадров, специалистов, вспомогательных работников, развитию их профессионального мастерства и культуры, которая основывается на следующих положениях:

  • самостоятельность школы при подборе кадров;
  • поиск талантливых, одаренных людей для развития у детей, молодежи и взрослых интеллектуальных, технических, физических и других способностей;
  • создание условий и стимулов для непрерывного профессионального роста педагогических работников;
  • бережное отношение ко всем педагогам и особенно специалистам, работающим на высоком творческом уровне, с полной самоотдачей;
  • учет мнения педагогических коллективов, учащихся, родителей при оценке деятельности учителя, воспитателя, специалиста;
  • вовлечение персонала в управление комплексом: работу советов учреждений, "круглых столов" и т.д.;
  • объективное выявление сильных и слабых сторон каждого учителя и воспитателя, учет этих качеств при расстановке педагогических кадров и при аттестации;
  • создание возможностей каждому работнику высказывать свое мнение, свою позицию, не опасаясь давления сверху;
  • повышение внимания к адресным нуждам персонала со стороны администрации, местной власти (лечение, путевки, квартирный вопрос, коммунальные услуги, ремонт, питание и т.д.);
  • организация художественной самодеятельности в учреждениях комплекса, проведение вечеров, праздников, встреч с интересными людьми.

Экономическая обстановка в стране настолько нестабильна и плачевна, что не оставляет никаких надежд на какие-либо значительные улучшения в ближайшее время, на то, что государство в достаточной степени профинансирует систему образования. Не приходится рассчитывать на помощь базовых хозяйств, которые сами испытывают нужду. Поэтому многие руководители образовательных учреждений, не получая из бюджета необходимых средств, вынуждены искать различные внебюджетные пути самообеспечения, пробиваясь к дополнительным источникам финансирования и проявляя при этом чудеса изобретательности и предприимчивости.

Что же необходимо делать для того, чтобы интегрировать образовательные учреждения в рынок, помочь им в это трудное время не только выжить, но и развиваться? Результаты исследования и практический опыт позволяют предположить, что для того, чтобы приблизиться к решению этих вопросов, сельские учебные заведения призваны:

  1. стать учреждениями, в которых создаются необходимые условия для экономического образования, воспитания делового человека, для практического обучения юных бизнесменов и фермеров;
  2. организовать конкретные социально значимые дела, участвуя в которых дети смогут приобрести необходимые для жизни практические навыки, реально заработать свои первые деньги и завоевать авторитет у сверстников;
  3. помочь обрести новое экономическое мышление своим ученикам, для того, чтобы они могли с минимальными потерями войти в большую сложную жизнь. Образовательные учреждения должны привести всю свою деятельность в соответствие с требованиями современной жизни, с потребностями различных общественных и государственных институтов, и в первую очередь со складывающимися экономическими отношениями, т.е. построить свой хозяйственно-экономический механизм.

Создание нового экономического механизма

Создать н о в ы й э к о н о м и ч е с к и й м е х а н и з м - значит организовать такую систему образовательной, учебно-производственной, социокультурной и иной деятельности (форм, подходов, отношений), которая обладала бы экономическими рычагами, обеспечивающими поступление необходимых финансовых средств, дающих дополнительные возможности для разрешение материальных, кадровых, технологических и других проблем учебного заведения.

Новый экономический механизм предполагает иные подходы к управлению образовательным учреждением, которые выражаются в следующем:

  1. во внедрении в постоянную практику управленческой деятельности хозяйственного и коммерческого расчета и расширения платных услуг для населения, предприятий и учреждений;
  2. разумное сочетание образовательной, социокультурной, учебно-производственной деятельности с коммерческой;
  3. создание системы экономического образования работников и учащихся, стимулирование предпринимательства в учебном заведении и за его пределами;
  4. )подбор профессионально подготовленных кадров, способных организовать обучение учащихся основам рыночной экономики, бизнеса и непосредственно коммерческую и предпринимательскую деятельность в школе и за ее пределами;
  5. наличие необходимой материально-технической базы для учебно-производственной, предпринимательской и коммерческой деятельности.

В течение последних лет учреждения Коткозерского комплекса полностью перешли на новый экономический механизм и обрели полную хозяйственную самостоятельность. Это выражается в следующем:

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru