Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

6.1. Проблемы и пути применения ИКТ в сельских школах

Современная сельская школа, выстраивая систему развития образования, не может состояться без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но, как и все новое, информатизация пробивается в сельские школы с определенными трудностями, которые обусловлены острой нехваткой квалифицированных кадров, слабой технической оснащенностью и удаленностью образовательных учреждений от информационно-образовательных центров.
Поэтому в данных обстоятельствах особенно ценен имеющийся позитивный опыт применения ИКТ в образовании на селе.
Цель данного исследования - показать наиболее используемые методы, организационные формы и результаты использования ИКТ в образовательном процессе сельских школ, а также представить предложения по их применению в различных по численности учащихся, техническим возможностям и кадровому обеспечению сельских образовательных учреждениях.
Одна из задач школы - создание условий для осуществления образовательной подготовки учащихся, предполагающей личностно-ориентированное обучение школьников, суть которого сочетание широкого, полноценного общего образования с правильным выбором дополнительного и индивидуальной организацией практической деятельности учащегося в сфере его интересов.
Практика показывает, что результатом такого подхода является оптимальное развитие способностей и возможностей сельского школьника и, в конечном итоге, - его правильное жизненное и профессиональное самоопределение.
Имеющийся в сельских школах Карелии опыт использования возможностей ИКТ в образовательном процессе убедительно доказывает преимущества и перспективность применения новых информационных технологий в жизненном становлении школьников и правильном выборе их профессии.

6.2. Опорные центры ИКТ

Практика показывает, что наиболее значимые результаты в образовательной деятельности показывают те сельские школы, которые условно являются базовыми в области информатизации образования или опорными центрами ИКТ. Как правило, это 1-2 сельских полных общеобразовательных школы в районе. Их отличает прежде всего наличие подготовленных специалистов, хорошая информационно-техническая база и сложившаяся система управления информационной средой образовательного учреждения.
Информационная среда таких школ представляет разнообразные сведения об образовательном учреждении, образовательных программах, дополнительном образовании, мире профессий, внеурочной жизни и других сферах деятельности школы.
Информсреда включает в себя вопросы билетов школьных выпускных экзаменов, темы рефератов по различным предметам, материалы вступительных экзаменов в вузы, тематические списки дополнительной литературы и тд.
В последние годы в некоторых школах создаются информационно-библиотечные центры - библиотеки нового типа, которые дают гораздо больше возможностей как для индивидуального развития учащихся, так и для профильного самоопределения старшеклассников.
К примеру, учащиеся Центра образования села Коткозеро имеют возможность пользоваться услугами школьного информационно-библиотечного центра, где с помощью специалиста могут поработать с каталогами районной и Национальной библиотек, а также с разнообразными ресурсами российского и Всемирного Интернета, такими как:

  • известные отечественные и зарубежные библиотеки;
  • российские и зарубежные музеи и галереи (Третьяковская, Русский музей, Эрмитаж, Лувр и тд.);
  • энциклопедии и словари В.И. Даля, С.И Ожегова и др.

6.3. Интернет и сельская школа

Использование сети Интернет формирует и развивает у учащихся сельских школ навыки по самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Работа в сети Интернет способствует переходу к личностно-ориентированному образованию, где у учащихся возникает потребность в индивидуальном наборе информационных ресурсов, способствующих более эффективному обучению, ресурсов, поступающих из университетов, библиотек, архивов, учреждений социальной защиты, культуры, здравоохранения и других источников.
Педагогические работники сельских школ, активно работающие в сети Интернет, являются участниками мирового информационно-сетевого сообщества, взаимодействуя между собой, делясь друг с другом уникальными педагогическими находками и обогащаясь результатами практической деятельности в обучении и воспитании. Учителя используют инициативы, существующие и появляющиеся в сети для приобщения учащихся к работе в различных сетевых проектах.
Учителя помогают учащимся в организации поиска в сети Интернет необходимых сведений в информбазах данных для решения определенных учебных задач, консультируют при возникновении текущих проблем. Учащиеся знакомятся с разными точками зрения на изучаемую проблему, принимают участие в различных национальных сетевых инициативах (олимпиадах, конкурсах, викторинах, проектах), ведут переписку со сверстниками, обучаются на дисциплинарных курсах по учебным предметам, принимают участие в тестировании, проводимом региональными университетами.
Благодаря Интернет-технологиям реанимируются забытые и возникают новые методы, формы, технологии активного обучения, к которым относятся:

  • метод проектов;
  • модульное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • создание школьной компьютерной газеты;
  • TV-технологии и др.

6.4. Компьютерная газета как средство обучения и личностного развития школьников

Создание регулярно выходящей школьной компьютерной газеты является ценным средством образовательного воздействия как на учащихся и учителей, так и на жителей села: родителей, молодежь, интеллигенцию.
С одной стороны местная газета, качественно подготовленная, рассказывающая о важнейших событиях школы и села является важным источником информации и воспитания. Тематика газеты отражает как правило, основные проблемы повседневной школьной жизни, жизни села, района, республики. Газета дает важную информацию для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников.
С другой стороны, газету создают сами учащиеся и это стимулирует детей к творчеству. Подготовка газеты требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это сбор материала и рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование, верстка и другие виды работы. Причем работы творческой.
У детей, занятых выпуском газеты, повышается интерес к изучению компьютера. Дети более уверенно, чем на уроке овладевают практическими навыками управления информацией в компьютере, более успешно осваивают текстовый редактор.
Таким образом, школьная компьютерная газета является эффективным образовательным и воспитательным средством для учащихся, повышает их мотивацию к учебе, способствует совершенствованию навыков журналисткой работы и в конечном итоге общему развитию сельских детей.

6.5. ИКТ в обучении молодежи и взрослых

Сельская школа, активно использующая ИКТ, становится центром образования для молодежи и взрослого населения деревни. К примеру, в Олонецком районе Республики Карелия при ресурсной поддержке региональных общественных организаций "Свободное образование" и "Живая деревня" и муниципальных образовательных учреждений создана сеть курсов и школ взрослых по обучению различным видам деятельности в сфере личных и профессиональных интересов граждан. Поскольку обучение молодежи и взрослых поддерживается зарубежными организациями в данной деятельности активно используются ИКТ. Практика показала, что обучение молодежи и взрослых идет успешнее там, где создана информационно-техническая база, которую можно успешно использовать при проведении курсов, обучающих семинаров по сельскохозяйственной тематике, гражданскому образованию, художественно-гуманитарному, оздоровительному, этнокультурному и другим направлениям образовательной деятельности.
С 1996 года в деревне Коткозеро начались первые компьютерные курсы обучения сельских жителей. У многих возникает вопрос: "Чему можно учить на компьютере жителей села?" Практика показала, что очень многому. Прежде всего - самообразованию (нет более терпеливого и настойчивого учителя, чем компьютер), во-вторых, домашней бухгалтерии (ведение личного, хозяйственного баланса), в-третьих, экономическим расчетам (расчет рациона питания домашнего скота), в-четвертых, планированию (развитие крестьянского хозяйства), в-пятых, занимательному досугу (компьютерные игры), в-шестых, составлению родословной семьи и многому-многому другому.
Интернет открывает доступ к различной необходимой информации для повышения "сельской" квалификации в различных областях жизни, помогает сельской молодежи в поиске материала для дальнейшего профессионального обучения и жизненного самоопределения.

6.6. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды

С установкой спутниковых антенн "CROSNA" и приемных компьютерных устройств многие сельские школы, не имеющие выхода в Интернет, получили доступ к образовательной информации, которая ранее для них была недоступна. Материал, поступающий из Министерства образования РФ, структурирован специально для образовательных учреждений. К примеру, в течение 2003-2004 учебного года на приемное устройство поступили:

- законодательные и иные акты об общем образовании;
- оперативная информация Министерства образования РФ (сборник нормативных и методических документов, проекты базисных учебных планов);
- материалы по единому государственному экзамену;
- федеральный компонент государственного стандарта общего образования (проект);
- "Большая перемена" - информационно-просветительское издание Минобразования России.

Большое место в информационном поле асинхронного Интернет уделено ЕГЭ (варианты заданий прошлых лет, советы как лучше подготовиться к экзамену и т.д.). Ребенок из глубинки, работая с поступающей информацией, может самостоятельно более успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Главным недостатком спутникового образовательного канала является его "односторонность", отсутствие обратной связи сельских школ с "администраторами" передаваемой информации.
Один из недостатков - слабое техническое сопровождение канала (в ряде школ системы не работают) и недостаточное консультирование клиентов.
В связи с этим было бы целесообразным улучшение технического обслуживания отдельных сельских школ.
Несомненно, образовательный канал МО РФ является для наиболее отдаленных и малокомплектных сельских школ, не имеющих доступа в Интернет, безальтернативным источником систематизированной образовательной информации. Тем не менее, администраторам канала можно порекомендовать уделить большее внимание той информации, в которой более всего нуждаются педагоги, руководители школ, учащиеся, а именно:

- современным технологиям обучения и воспитания;
- новым моделям образовательной деятельности;
- формам и методам профильного обучения;
- педагогическим новинкам;
- проектной деятельности;
- образовательным конкурсам для педагогов и учащихся.

6.7. Классификация сельских общеобразовательных школ по их ресурсным возможностям использования
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
(Информация представлена в формате MS Word).

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru