Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ
АВТОРСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
"ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА КОТКОЗЕРО
ОЛОНЕЦКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ"
(СЕЛЬСКИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС)

4.1. Новый вид образовательного учреждения

В ходе десятилетнего эксперимента на базе Коткозерской средней школы Олонецкого района Республики Карелия была найдена, теоретически обоснована и воспроизведена на практике одна из наиболее перспективных и жизнеспособных форм организации образования на селе - сельский социокультурный комплекс. Это - новый вид образовательного учреждения, который представляет целостную многофункциональную систему, выходящую за рамки школьного образования, нацеленную на подготовку жителей деревни к жизни и труду в современных условиях, предоставляющую разнообразные социально-образовательные услуги всем желающим: детям, молодёжи и взрослым.

4.2. Концептуальные основы:

- Практическая, реальная направленность на создание в школе комфортных условий для ребенка, на решение его проблем.
- Тесная связь жизни школы и местного сообщества, опора на интересы сообщества, широкое использование потенциала сельской образовательной среды в обучении и воспитании детей.
- Нацеленность школы на оказание образовательных услуг наряду с детьми различным возрастным и социальным слоям сельского населения, поиск новых подходов к образованию взрослых, перерастание школы в образовательный центр деревни.
- Развитие сельской школы как социально-образовательного учреждения. Не решив социальных проблем, которые выбивают ребёнка из колеи и мешают ему нормально учиться, невозможно решать образовательные задачи. Поэтому школа на селе является центром социально-педагогической помощи семье и детям.
- Совершенствование образовательной системы на основе долговременных целевых программ, широкого использования современных информационных средств, межведомственных связей.
- Поиск ресурсов для развития образовательного учреждения на основе кооперации школы, семьи, общественности и власти, использования многоканальных источников финансирования и широкой проектной деятельности.

4.3. Структура образовательного учреждения

Отличается многоуровневостью и разнообразием. Помимо элементов, традиционных для наиболее развитых сельских школ-комплексов, здесь действуют еще и школа взрослых, вечерняя школа, детско-юношеский клуб физической подготовки, детская музыкальная школа. Создается учебное сельское подворье, на базе которого дети и взрослые будут практически овладевать традиционными и современными технологиями организации жизни, быта и ведения хозяйства, в сельской местности.
Сельский социокультурный комплекс включает почти десяток образовательно-воспитательных центров: учебный, оздоровительный, информационно-технический, сельскохозяйственный, этнокультурный, художественно-эстетический, патриотического воспитания, детских и молодежных инициатив, социальной помощи семье и детям.
Широкая сеть кружков, клубов, секций, курсов дает возможность ребенку, подростку, взрослому, пожилому человеку получить необходимые образовательные услуги, психолого-педагогическую поддержку, активную информационную в сфере личных интересов без выезда в город.
Например, в школе около 40 кружков, секций, клубов (а в сельском доме культуры есть еще около десятка студий, кружков и курсов!) Это значит, что учитывается и поддерживается любой интерес. Созданная сеть дополнительного образования работает и на развитие школьников, и на расширение сфер деятельности различных возрастных и социальных групп населения, отчего, в конечном счете, выигрывают дети.
Центр образования опирается (помимо традиционных подразделений, вроде учебно-производственного хозяйства, столовой и медицинской службы) на такие вспомогательные структуры, как собственные телерадиостудия, интернет-центр, социально-психологическая служба, краеведческий музей, пришкольный интернат. Эти службы, а в них работают учителя, воспитатели, социальные педагоги, специалисты и сами дети, значительно расширяют и обогащают образовательные возможности сельской школы и помогают разрядить сложную социальную обстановку в деревне.
На базе Авторской экспериментальной школы при поддержке Минобразования России и Института образовательной политики "Эврика" работает Инновационный центр повышения квалификации (ИЦПК) "Сельская школа для всех".

4.4. Содержание модели

Предполагает органическое сочетание различных видов социально значимой образовательной деятельности, которые способствуют развитию личности, её самореализации, а именно: учебной, образовательно-производственной, культурно-досуговой, социально-благотворительной, оздоровительно-экологической, деятельности по сохранению культуры и языка карельского народа.
Система общего и дополнительного образования, которое предлагает школа сельским жителям, включает пять основных ступеней: школу становления (детский сад), школу развития самостоятельности (начальные классы), школу самоутверждения (5-9 классы), школу выбора и самоопределения (10-11 классы) и школу взрослых.
Кроме обычно реализуемых школами программ, таких как "Развитие базового образования", "Моя Родина" или "Здоровый ребенок", здесь осуществляются целевые образовательные программы нового типа - "Живая деревня", "Красивая школа", "Семья", "Мы - сельские сограждане". Эти программы создают совершенно иной, чем прежде, контекст образования. Не узко дидактический, где школа только обучает, а культурно-образовательный, где школа помогает научиться жить в деревне в современных условиях и даже пытается качественно улучшить, преобразовать деревенский быт и культуру, раскрывая перед жителями новые возможности успешной жизни в условиях села.

4.5. Образовательный результат

В ходе образовательного эксперимента, проводимого в Коткозерской волости Олонецкого района, общеобразовательная школа из узковедомственного учреждения превратилась в социокультурный центр и стала базой для создания новой социально-образовательной практики в деревне. Несмотря на тяжелое материальное положение многих сельских семей за последние годы у учащихся повысился интерес к учебным занятиям, дополнительному образованию, значительно сократилось количество пропусков уроков, улучшилась дисциплина. Возросло количество детей, молодежи и взрослых, занимающихся в кружках, секциях и клубах. Заметно увеличилось число учащихся, увлекающихся музыкой, изобразительным искусством, занимающихся организованным оплачиваемым производительным трудом. В 90-е годы были проведены первые курсы обучения взрослых различным видам деятельности и создана школа взрослых, функционирующая до настоящего времени. В связи с этим многие жители села обучились народным ремеслам, шитью, вязанию, кулинарии.
Совместная деятельность педагогов школы с учреждениями, предприятиями, общественностью по социально-образовательной поддержке населения позволила сократить безработицу среди молодежи и взрослых, создать в 90-е годы около 100 дополнительных учебных мест для начального профессионального образования (была организована реальная сельскохозяйственная школа), что позволило существенно снизить криминогенную обстановку среди подростков и молодежи.
В связи с созданием на базе образовательного учреждения этнокультурного центра среди всех слоев населения значительно повысился интерес к карельской национальной культуре, родному языку, к сохранению и развитию народных традиций.
Создание информационно-технического центра в школе с выходом в сеть Интернет открыло для жителей села новые возможности получения необходимой информации, ее переработки и скоростной отправки по электронной почте.
Школа, объединившись с учреждениями и предприятиями села, стала центром гражданской активности населения, инициатором общественно значимых дел, защитником интересов детей и молодежи.

4.6. Преимущества социокультурного комплекса:

Эксперимент показал, что социокультурный комплекс имеет значительные преимущества перед традиционными видами образовательных учреждений, важнейшими из которых являются:

  • нацеленность учреждения на разрешение образовательных проблем всего населения сельской территории;
  • оказание образовательной поддержки и социально-педагогической помощи нуждающимся жителям деревни в любом возрасте;
  • расширение функциональных возможностей общеобразовательной школы и учреждений-партнёров, объединяющихся с ней для совместной работы в сельском социуме, обогащение содержания образовательной деятельности в партнёрской сети;
  • более широкие возможности для кооперации ресурсов: улучшения материально-технической и учебно-методической базы, более полное и оптимальное использование зданий, сооружений, имущества и оборудования;
  • создание механизмов образовательной системы, позволяющих прогнозировать развитие образования не только на уровне учреждения, но и как перспективу развития сельской территории, на которой оно находится.

4.7. Практическое значение инициативы

Практическое значение инициативы подтверждается ее широким распространением в Российской Федерации и поддержкой на различных уровнях. Официальным доказательством важности данного эксперимента является включение Министерством образования России социокультурных комплексов в число наиболее перспективных видов общеобразовательных учреждений в ходе модернизации сельских школ. (Постановление Правительства РФ от 17.12.2001 г. №871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности").
В процессе создания сельского социокультурного комплекса Центром образования села Коткозеро были разработаны, апробированы и предложены для массовой практики модели различных видов образовательной деятельности: сельского детско-юношеского клуба физической подготовки, школьного этнокультурного центра, реальной сельскохозяйственной школы, школьного телерадиоцентра, сельской школы взрослых, школьного библиотечного информационно-образовательного центра и др.

4.8. ИЦПК "Сельская школа для всех"

Практика развития современного образования в сельской местности отмечает значительные изменения в деятельности образовательных учреждений и организаций. Сельская школа сегодня выполняет не только свои традиционные образовательные, но и социально-педагогические, культурно-просветительские, компенсаторные и другие функции - она стала полифункциональной.
Современная успешная сельская школа - это открытая социально-педагогическая система, социокультурный центр сельского сообщества. Образовательная программа ИЦПК "Сельская школа для всех" нацелена на подготовку руководителей образования, педагогов, специалистов, родителей к работе в условиях именно такой активной открытой сельской школы.
"Сельская школа для всех" помогает участникам курсов, семинаров, конференций овладеть дополнительными компетенциями, которые не предусмотрены традиционными образовательными программами повышения квалификации педагогических кадров. В связи с этим в ИЦПК разработаны собственные программы по специализациям: "Руководитель открытой сельской школы", "Педагог деревни", "Организатор образования взрослых" и другие.
Одна из основных задач "Сельской школы для всех" - поиск, поддержка и распространение инноваций в сельских образовательных учреждениях и организациях региона. Для решения этой задачи по инициативе ИЦПК при поддержке Петрозаводского государственного университета и Петрозаводского педагогического колледжа создан Региональный центр развития сельского образования на Европейском Севере.

4.9. Перспектива

В настоящее время в Коткозере продолжается исследовательская работа, в основе которой поиск путей развития современной открытой сельской школы, которая, используя современные педагогические, технические и управленческие средства, активно работает со всеми возрастными категориями населения деревни. Для решения сложных ресурсных, кадровых и технологических вопросов Центр образования села Коткозеро осуществляет сетевые проекты, выходит на широкие партнерские связи как по вертикали, так и по горизонтали, взаимодействуя на основе кооперации с государственными, муниципальными и общественными структурами.
В ближайшем будущем ждут своей реализации актуальные образовательные проекты "Учебное сельское подворье", "Информационно-образовательный автобус", "Мы - сельские сограждане" и другие.
Авторская экспериментальная школа "Центр образования села Коткозеро" приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения, организации, органы управления образованием, заинтересованных граждан.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru