Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СИТУАЦИЮ В ОБРАЗОВАНИИ НА СЕЛЕ.
(Аналитические сведения даются по образовательным учреждениям Олонецкого района Республики Карелия)

3.1. Позитивные факторы

К числу немногих позитивных факторов в сравнении с серединой 90-х годов можно отнести стабилизацию выплаты заработной платы работникам образования и перевод сельских школ на региональное бюджетное финансирование в части обеспечения оборудованием и расходными материалами.

3.2. Педагогические кадры

В целом, положение сельских образовательных учреждений стало еще более тяжелым, чем десять лет назад. Это прежде всего связано с обострением проблемы педагогических кадров, что выражается в следующем:

- сокращение притока молодых специалистов;
- "старение" сельского педагогического корпуса (в сельских школах работают от 30 до 40% учителей-пенсионеров);
- труднодоступность повышения квалификации;
- слабая дидактическая, информационная и материально-техническая обеспеченность образовательного процесса;
- значительное ухудшение материального положения учителей, (утрата многих социальных льгот и гарантий, низкая заработная плата).

В результате большая часть учителей традиционной сельской школы не готова к работе в изменившихся условиях. То же можно сказать и о руководителях образовательных учреждений, значительная часть которых не способна управлять образовательным процессом на современном уровне.

3.3. Материальная база сельских школ

В связи с отсутствием нормального финансирования образовательных учреждений по статьям "Капитальный и текущий ремонт", "Мебель", "Мягкий инвентарь", "Наглядные пособия и технические средства обучения" (за исключением компьютеров) резко ухудшились материальные условия обучения, которые характеризуются:

- низким температурным режимом в помещениях в осенне-зимне-весенний период (в большинстве образовательных учреждений - 12-15 градусов по Цельсию);
- слабой освещенностью учебных помещений (50-60% от нормы);
- неудовлетворительной санитарно-гигиенической обстановкой (нехватка современных моющих и дезинфицирующих средств);
- недостаточной пожарной безопасностью ОУ (отсутствие противопожарной сигнализации и современных средств пожаротушения);
- острой нехваткой необходимых средств обучения: учебников, наглядных пособий, дидактических материалов, современной учебной техники, материалов, механизмов и инструментов для организации образовательной практики.

3.4. Технологии обучения

Практически повсеместно учащиеся сельских школ перегружены из-за чрезмерных объемов учебных планов, образовательных программ, устаревших технологий обучения. Местная власть из-за нехватки средств практически не дает сельским школам возможности перейти на шестидневную учебную неделю и уменьшить ежедневную нагрузку на обучающихся (Информация дается только по Олонецкому району Республики Карелия). В связи с этим, с учетом этнокультурного компонента учебного плана, нагрузка в среднем звене достигает семи уроков в день, в старшем звене - до 8 уроков.
Технологические трудности организации образовательного процесса в большей части сельских школ затруднены из-за таких факторов, как слабость информационно-образовательной базы, отсталость и нехватка информационно-коммуникационных средств, необученность большей части педагогического персонала применению ИКТ в образовательном процессе.

3.5. Образовательные возможности сельских граждан.

Исследование показало, что образовательные возможности сельских жителей (детей, молодежи и взрослых) в сравнении с началом девяностых годов прошлого века значительно ухудшились. Это проявляется:

- в резком снижении мобильности селян (рост цен на транспорт, труднодоступность современных информационных средств, прогрессирующая бедность большей части сельского населения);
- ограничении возможностей дополнительного образования ("оптимизация" штатного расписания, резкое сокращение педагогов дополнительного образования);
- труднодоступности повышения квалификации, курсовой, профессиональной подготовки, обучения в сфере личных интересов для взрослых жителей села;
- отсутствии системы сельского образования, нацеленной на подготовку детей, молодежи и взрослых к успешной жизни и труду в сельской местности в современных условиях.

Кроме вышеперечисленных существуют и другие факторы, ограничивающие образовательные возможности и права сельских жителей. Таковыми являются для обучающихся отсутствие возможностей профильного обучения, выбора учителя, классного руководителя, затрудненный доступ к информации и культурно-художественным ценностям. Очень важным фактором, влияющим на желание учиться, является проблема непрестижности на селе традиционного высшего или среднего профессионального образования, которое пока еще не соответствует изменившимся социально-экономическим отношениям в обществе. Такое образование чаще всего очень трудно "отоварить" на селе поскольку оно, как правило, не дает позитивных результатов.
Печальный опыт многих обанкротившихся предприятий, у руля которых стояли образованные "по-старому" крепкие руководители, не знакомые с современным менеджментом, убедительно подтверждает этот тезис.

3.6. Сельская школа и образование взрослых.

Многие беды сельских жителей связаны с последствиями их длительной жизни в условиях тоталитарного государства, которое лишало своих граждан самостоятельности и ответственности, взяв на себя значительную часть воспитательных, семейных и социальных функций. Поэтому многие проблемы сельского населения от "недообразованности", отсутствия необходимой информации, неумения самостоятельно строить собственную жизнь в сложившихся условиях деревни. Значительная часть селян до сих пор считает, что государство должно решить их главные личные проблемы, связанные с работой, жильем, обучением и материальным обеспечением.
Для того, чтобы люди быстрее освобождались как от иллюзий, так и от безысходности своего положения, их необходимо просвещать, обучать, объединять, кооперировать в сельские сообщества, с помощью которых можно более успешно строить жизнь в деревне.
Образование несомненно должно стать одним из важнейших факторов обновления и оздоровления села. Поскольку школа в деревне, как правило, одна - она может стать образовательным центром для всех возрастных и социальных слоев населения.
Но, к сожалению, большая часть сельских школ к этому совершенно не готова. Традиционная сельская школа сегодня не обеспечивает не только качественную общеобразовательную подготовку детей к продолжению дальнейшего образования, но и не справляется с решением задач, связанных с подготовкой учащихся к жизни в сельской местности. Поэтому, зачем ей новые проблемы по обучению и просвещению взрослых жителей села? Без серьезной материальной поддержки государства и местной власти - общеобразовательная школа не станет центром образования для сельского населения.

3.7. Выводы.

Как видно из вышесказанного, большая часть рассмотренных социальных влияний на состояние сельских образовательных институтов являются для них скорее отрицательными, чем положительными. Для того чтобы успешно противостоять этому мощному потоку негативных влияний сельским образовательным учреждениям необходимо сориентировать свои цели, функции, миссию в соответствии с изменившейся социальной ситуацией. Образование на селе должно превратиться из чисто "знаниевого" фактора в фактор, обеспечивающий развитие личности, ее адаптацию к современным условиям, в фактор оздоровления жизненного пространства деревни и социальной защиты сельского населения.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru