Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

2.1. Характеристика социально-экономической ситуации

В ходе исследовательской работы в феврале - марте 2003 года был проведен анализ социально-экономической обстановки на территории села Коткозеро.
В качестве позитивных факторов было отмечено упорядочение пенсионного обслуживания, своевременная выплата пенсий, социальных пособий и зарплаты работникам бюджетных учреждений.
Вместе с тем исследование показало значительное ухудшение материальных условий жизни большей части сельского населения в сравнении с серединой 90-х годов. Основная причина - разорение ранее преуспевающего "градообразующего" предприятия - племзверосовхоза "Коткозерский". В связи с этим в Коткозерской волости были потеряны сотни рабочих мест, резко сократилось поголовье скота, уменьшились посевные площади, практически полностью остановилось строительство и благоустройство территории.
Значительная часть работоспособного населения сегодня зарабатывает на жизнь, собирая дикорастущие ягоды и грибы, занимается рыбалкой, охотой, заготовкой и продажей дров, изготовлением и реализацией предметов ремесла, мелкой торговлей, отходничеством .

2.2. Экономика и образование

Безусловно, тяжелое экономическое положение многих сельских семей сказывается на снижении образовательных возможностей всех возрастных и социальных групп населения волости. С другой стороны, специфика сельского рынка труда требует сегодня более основательной базовой общеобразовательной подготовки, учитывающей целый комплекс специальных функциональных навыков, закладывающих основы успешной деятельности жителей села, социальный состав которых значительно изменился.
Сегодня это владельцы крестьянских хозяйств, фермеры, работники сельхозкооперативов и артелей, предприниматели, мелкие торговцы, работники социальной сферы, безработные. Конкуренция, пришедшая на сельский рынок товаров и услуг, требует от товаропроизводителя более качественной и дешевой продукции, способной противостоять привозным товарам.
Рынок требует значительного улучшения культуры обслуживания клиентов, знания основ маркетинга, наличия определенных организаторских качеств. Данные характеристики являются конечными, за которыми стоят такие объемные понятия (их образующие), как культура труда, функциональная грамотность, культура отношений, инициатива, ответственность и др. В традиционной сельской школе эти понятия не являются пока системообразующими, определяющими подготовку личности для современного общества. Обычная сельская общеобразовательная школа продолжает ориентироваться на традиционные "знания, умения и навыки", которые к тому же не учитывают специфику подготовки к жизни и труду в сельской местности.

2.3. Необходимость системы сельского образования

Жизнь показывает, что село сможет выжить благодаря рачительному хозяину, подготовленному к новым экономическим условиям деятельности, способному на коренные преобразования в сельском хозяйстве. В это трудное время многие сельские семьи Коткозерской волости могут выжить лишь благодаря грамотному ведению личного подсобного хозяйства. Основные источники доходов сельской семьи - труд на земле, природные богатства региона, прикладное творчество и мастерство. Таким образом для того чтобы успешно жить в условиях деревни, селянин должен освоить целый комплекс многочисленных умений и навыков, которые и составляют систему сельского образования. Решение этой задачи потребует повышения образовательных возможностей сельской семьи и расширения сети образовательных услуг на селе. Причем применительно к обучению взрослых речь идет о необходимости создания как государственной, так и общественной системы образования взрослого населения в сельской местности. Эта система включает в себя не только различные навыки хозяйственно-бытового назначения, но и широкий круг знаний и умений, в области культурно-досуговой деятельности, гражданского образования сельских жителей.

2.4. Социальная сфера

На фоне изменений, происходящих в экономике, идет быстрое расслоение общества, обострение социальных процессов, осмысление социальными группами собственных специфических интересов (в том числе и в сфере сельского образования). В этих условиях на школу вообще и на сельские образовательные учреждения в частности ложатся новые, не свойственные им ранее, и очень сложные задачи, связанные с защитой детей и молодежи от негативных социальных последствий рыночных реформ, превращением учебных заведений в оплот мира и согласия1, учетом растущего многообразия образовательных потребностей и запросов2, возникших в обществе, и позитивным влиянием на их дальнейшее развитие. Адаптировавшись к этим изменениям, школа в дальнейшем сможет все более активно играть роль одного из ведущих факторов развития социальной структуры общества, ведь чем дальше, тем больше формирование и расширение состава разных, особенно новых, социальных групп будет обусловлено именно характером получаемого образования.

2.5. Политическая сфера

Сельское образование не может быть изолировано от политических процессов, происходящих в стране. Повсеместная растущая политизация населения, семьи характерна и для сельской местности. Для педагогических коллективов сельских учебных заведений пока еще свойственно стремление способствовать гражданскому, патриотическому воспитанию детей, защите гуманистических ценностей, демократических прав и свобод личности. Этому способствует гласность, свобода слова, ликвидация цензуры средств массовой информации. Однако сельские жители, в том числе и недавние выпускники сельской школы, чаще всего не имеют необходимого политического образования, которое позволяло бы им в полной мере использовать те политические права, которые предоставлены Конституцией Российской Федерации. Низка общественная активность селян, особенно на уровне местного самоуправления. Вызывает озабоченность полная апатия со стороны многих жителей села к вопросам, касающимся деятельности общины: благоустройства, оздоровления окружающей среды, бытового обслуживания, образования взрослых и др. Это результат того, что во многих сельских школах нет системы воспитания политической (демократической) культуры учащихся. Поэтому одним из важных направлений сельского образования должно стать воспитание у подрастающего поколения гражданских качеств, чувства ответственности и причастности к делам малой родины - сельской общины. Более того, гражданское воспитание должно стать частью не только основного, но и дополнительного образования, где главная роль будет отведена практическому участию детей и молодежи в делах школьного и общинного самоуправления.

2.6. Духовные ценности и сельская школа

Изменения в духовной жизни людей, замена одних ценностей другими наиболее болезненно затронули образование, которому в течение долгих десятилетий была отведена роль главного идеологического института. От него особенно "пострадала" деревня, где в связи с коммуникационной ограниченностью информационный голод был наиболее ощутим, а идеологические штампы - высшими и непререкаемыми ценностями. Крах господствующей идеологии, сопровождающийся резким ухудшением социально-экономической ситуации, привел сельских жителей в состояние духовного вакуума. Многие селяне переживают ощущение растерянности, потери смысла жизни, некоторые до сих пор испытывают ностальгию по утраченным коллективистским традициям.
В связи с этим значительно возросла степень отчужденности между родителями и детьми, оказавшимися на различных духовных полюсах (молодежь быстро адаптировалась к новому, раскрепощенному восприятию мира, базирующемуся на западных ценностях).
Наступление массовой, зачастую низкопробной, культуры, культ насилия на кино- и телеэкранах, разгул порнографии требуют разумного вмешательства сельских образовательных учреждений в этот процесс с целью воспитания более высоких вкусов и интересов у детей и молодежи.
Изменения ценностных ориентаций в обществе привели к резкому снижению престижа образования и образованности в широких слоях населения. В сельской местности это отношение выражается наиболее отчетливо, поскольку в условиях деревни высокий уровень образования часто не дает людям никаких материальных преимуществ. Лица, имеющие высшее и среднее специальное образование, не могут его реализовать в условиях деревни, поэтому многие из них уезжают в города. Дети видят, что благополучие человека часто зависит не от уровня знаний и профессионального мастерства, а от умения устроиться на доходное место. Поэтому многие молодые люди, заканчивая школу, впадают в состояние апатии и безысходности. Бесцельность существования, инстинкты, рождаемые социально неустроенной жизнью, распад личности, приводящий к пьянству, - все это характерно для значительной части безработной сельской молодежи.
Многолетние наблюдения показывают, что каждый второй житель деревни Коткозеро в возрасте от 20 до 30 лет систематически употребляет алкоголь. В возрасте от 30 до 40 лет это количество удваивается. Лишь немногие мужчины, живущие в деревне, доживают до пенсии. Таким образом, налицо неадекватность образования, получаемого сегодняшним выпускником сельской школы, той современной социальной ситуации на селе, в которую он попадает после ее окончания.

___________________________________

1 Коткозерская сельская школа-комплекс Олонецкого района является единственным островком стабильности на селе, где дети, молодежь и взрослые кроме широкого выбора образовательных, досуговых, оздоровительных и производственных услуг могут получить поддержку в трудной социальной ситуации.

2 По итогам опроса жителей Коткозерской волости 78% взрослых хотели бы в той или иной форме получить дополнительное образование.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru