Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Поисковая экспедиция "Добровольцы"

Педагоги и учащиеся Центра образования села Коткозеро Олонецкого района на протяжении нескольких десятилетий бережно хранят память о людях, защитивших наш край в годы Великой Отечественной войны от фашистских захватчиков. За эти годы не на словах, а на деле создана интересная система патриотической работы. Педагоги, учащиеся, жители села многие годы поддерживают взаимные связи с ветеранам 3 -ей Фрунзенской дивизии Ленинградской армии народного ополчения, которые в 1941 году воевали на карельской земле. Школьники бережно ухаживают за братскими могилами погибших воинов, пополняют фонды школьного музея экспонатами.

В ходе совместной работы отреставрирован памятник на Братской могиле в селе Коткозеро, заложен Сад Памяти и Дружбы, установлен памятный знак погибшим воинам 3-ей Фрунзенской дивизии в городе Петрозаводске. Ежегодно организуются совместные краеведческие конференции, праздники, встречи ветеранов, педагогов, учащихся. Создаётся содружество школ 3-ей Фрунзенской дивизии Ленинградской армии народного ополчения.

В 1998 году Центр образования села Коткозеро при поддержке Карельской региональной общественной молодежной организации "Поиск" выступил инициатором организации поискового лагеря в Олонецком районе.

В последние годы экспедиция "Добровольцы" приобрела межрегиональное значение: в 2003 году в ней участвовали 14 поисковых отрядов из 7 регионов России с общим количеством участников 120 человек.

В ходе межрегиональной экспедиции "Добровольцы", организованной силами КРОМО "Поиск" и Центра образования села Коткозеро в 1998 - 2004 годах, были подняты и захоронены с воинскими почестями останки более 200 погибших бойцов дивизии.

За это время найдено более 50 медальонов, обнаружены личные вещи и документы, на основе которых установлены имена бойцов дивизии. Продолжается поиск родственников погибших.

Базовое учреждение проекта - МОУ "Центр образования села Коткозеро" имеет значительный опыт участия в межрегиональных сетевых проектах, а также практический опыт разработки и реализации проектов республиканского уровня.

Использование традиционных, "кабинетных", методов гражданского образования и патриотического воспитания, применяемых в массовой практике общеобразовательных школ, как правило, желаемых результатов не дает. Скорее наоборот, вызывает у старшеклассников определенный скептицизм, иронию и даже агрессию в отношении провозглашаемых учителями ценностей.

Результат налицо: отсутствие у значительной части выпускников школ положительной мотивации к службе в армии, слабая физическая и психологическая подготовка к ней, неуважительное отношение к отечественной истории и культуре, ветеранам войны и труда.

Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там, где подросток включается в серьезное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Одной из самых результативных форм патриотического воспитания является участие старшеклассников в поисковой деятельности, где в короткие сроки решается целый комплекс образовательных, психолого-педагогических и социальных задач, связанных с самоутверждением подростков, их самореализацией в полезном, общественно-значимом деле.

Приобретенные знания, навыки и умения обучающиеся реализуют в походах и экспедициях. Работа в отряде ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности подростков и молодежи.

  • "Школа поисковика"

Для возрождения поискового движения на базе Центра второй год реализуется программа "Школа поисковика" (2002г. - 2 группы / 42 чел., 2003 - 4 группы / более 70 чел.). Обучающиеся по данной программе принимают участие в профильном лагере и полевых экспедициях.

Первая программа проведения трехдневных курсов "Школа поисковика" была разработана в 2000 году и апробирована на межрегиональном семинаре "Поиск в Карелии". Практика и опрос участников выявили необходимость регулярного проведения подобных "курсов повышения квалификации" поисковиков и обучения тех, кто только начинает заниматься поиском. Поэтому ежегодно, начиная с лета 2000 года, в рамках межрегиональной экспедиции, организуемой КРОМО "Поиск" и Центром образования села Коткозеро, проводятся недельные обучающие курсы "Школа поисковика". На базе программы курсов была разработана дополнительная образовательная программа "Школа поисковика". Программа по направленности является краеведческо-патриотической и ориентирована на социальную адаптацию подростков и молодежи. Предназначена для обучающихся в возрасте 14-20 лет, хотя практика показывает, что программа легко адаптируется и к иным возрастным категориям.

  • Образовательная программа "Школа поисковика"

Программа предусматривает теоретическую подготовку; освоение методики исследовательской работы с архивами, документами и иными историческими источниками; коллективные занятия и самостоятельные практические работы, творческие задания, экскурсии, приобретение туристских навыков и умения работать с поисковым оборудованием; организацию и проведение полевых поисковых экспедиций, военно-археологических и эксгумационных работ на местности, организует оптимальное сочетание трудовой и образовательной деятельности.

Программа предполагает личностно- ориентированный подход и практико-ориентированные технологии.

Для изучения отдельных тем Программы привлекаются специалисты (саперы, спасатели, медицинские работники и т.д.).

Цели и задачи программы:

  • Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через изучение военной истории нашего Отечества;
  • Социальная адаптация молодого человека через общественно-значимую деятельность;
  • Обучение организации поисковой и исследовательской деятельности.
  • Выработка уважительного отношения к истории своей Родины и осознание собственного долга перед Отечеством;
  • Воспитание ответственности за выполняемое дело и происходящее в обществе;
  • Изучение истории страны и родного края в годы Великой Отечественной войны через экспедиции на места боев, архивную работу и встречу с очевидцами событий,
  • Приобретение специальных поисковых, туристских умений и навыков, необходимых для ведения поисковой деятельности;
  • Развитие способностей к самостоятельной выработке умений и навыков;
  • Развитие у подростков навыков самоорганизации, коммуникабельности, инициативности, самообслуживания и др.
  • Развитие аналитических умений и навыков и практическое их применение.

 

  • Управление процессом реализации проекта

В течение двух лет велось постоянное наблюдение за процессом организации и обучения подростков и молодежи в "Школе поисковика" с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Для этого проводились специальные мероприятия по отслеживанию качества усвоения знаний и умений обучающихся.

Сведения о результатах представлялись педагогами в отчётах, анализировались первоначально самими педагогами, а затем и организаторами проекта.

На основе анализа результатов в случае необходимости производилась корректировка основной программы проекта, его составных частей и сроков их реализации.

В ходе управления процессом реализации проекта были предусмотрены следующие мероприятия:

Формы диагностики Цель Сроки Ответственные
Анкета № 1 Выявление на организационном периоде социальных данных и личностных характеристик участников проекта Январь 2003г. Конжезерова А.С.
Анкета № 2 Определение комфортности условий обучения в группах программы "Школа поисковика" Апрель 2003г. Конжезерова А.С.
Анкета № 3 Определение степени удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса Май 2003г. Конжезерова А.С.
Анкета № 4 Выявление мотивации участия в полевой поисковой экспедиции, сопоставление с целью проекта Август 2003г. Конжезерова А.С.
Анкета № 5 Анализ достижений участников проекта Август 2003г. Конжезерова А.С.
Анкета № 6 Анкетирование педагогов в рамках Межрегионального семинара (социальных данных) Ноябрь 2003г. Конжезерова А.С.
Анкета № 7 Исследование отношения участников проекта к патриотизму, гражданскому долгу и военной службе Август 2003г. Конжезерова А.С.
  • Алгоритм мониторинга

В процессе реализации образовательной программы нами был составлен алгоритм мониторинга:

1. Выбор качеств для отслеживания в соответствии с целями и воспитательными задачами программы.
2. Определение условий, которые необходимо создать для формирования данных качеств. Например, отслеживается формирование лидерских качеств (творческих способностей, коммуникативных умений), для этого необходимы следующие условия:

- разработка коллективных творческих дел,
- организация вечеров, "круглых столов" для группы,
- участие в конференциях, традиционных делах Центра,
- участие в работе совета старшин, другом органе самоуправления.

3. Отслеживание количества проведённых мероприятий в группе и отряде, степень участия обучающихся в этих делах.
4. Анализ данных и корректировка воспитательных задач образовательной программы, методов работы, условий достижения целей и решения поставленных задач.

Были разработаны уровни достижения обучающихся в освоении материала:

1 ступень - узнавание (информацию запомнили и могут воспроизвести).
2 ступень - понимание (информацией могут пользоваться, передавать своими словами, перевести символы и слова, др.).
3 ступень - применение (информация применяется в новой ситуации без подсказки).
4 ступень - анализ (информацию могут делить на части, устанавливать между ними связь).
5 ступень - синтез (информацию из разных источников могут преобразовать и создать новую, творческая переработка информации, в результате чего появляется новая, позволяющая объяснить явления и факты).
6 ступень - оценка (возможность судить о ценности информации, идеи, метода, проникновение в суть).

  • Итоги мониторинга

По результатам наблюдения, проводимых опросов и анкетирования были зафиксированы основные изменения в поведении, мотивации, самочувствии каждого подростка - участника "Школы поисковика", которые происходят в процессе целенаправленной поисково-патриотической деятельности.

Основные выводы: рост самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, инициативности, проявления уважительного отношения к защитникам Родины, к отечественной истории и стремление участников проекта приносить пользу другим, осознание чувства долга перед своей страной.

При наборе учащихся в "Школу поисковика" и включение подростков в поисковую экспедицию "Добровольцы" организаторы на первом этапе столкнулись с проблемой следующего характера: многие родители не давали разрешения участвовать в полевой экспедиции, опасаясь за жизнь и здоровье детей, связанной с трудными условиями полевой жизни и необходимостью участвовать в проведении саперных и других опасных видов работ.

Разъяснительная работа с родителями со стороны педагогов и рассказы подростков, принимавших участие не только в работе "Школы поисковика", но и в полевой поисковой экспедиции на местах боев, а так же правильная постановка работы по соблюдению техники безопасности, сняла данную проблему в этом году.

Одним из образовательных эффектов данного проекта явилось ежегодное увеличение количества подростков 14 - 16 лет и ребят более младшего возраста, желающих обучаться в "Школе поисковика" и участвовать в поисковой экспедиции "Добровольцы".

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru