Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Анализ изменений структуры и содержания деятельности школы
и их влияния на результаты образовательной деятельности

В ходе формирующего эксперимента, проводимого в Коткозерской волости Олонецкого района, общеобразовательная школа из узковедомственного учреждения превратилась в социокультурный центр, получила статус сельского социокультурного комплекса (1997 г.).

В ходе экспериментальной работы в соответствии с реальными потребностями социально-образовательной практики, спроектированная на начальном этапе модель, претерпевала изменения, создавались адекватные запросам сельских жителей структуры.

С 1998 года реализуется проект, направленный на развитие модели сельского социокультурного комплекса как открытой школы, на расширение образовательных возможностей сельских жителей. Цель проекта - распространение идей и методов развития открытого образования в сельской местности на основе кооперации и сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

 

  • Деятельность социально-образовательных центров.

В структуре сельского социокультурного комплекса в настоящее время функционирует несколько социально-образовательных центров (комплексов): учебный центр базового образования, физкультурно-оздоровительный, сельскохозяйственный, этнокультурный, художественно-эстетический, центр патриотического воспитания, информационно-технический, центр социальной помощи семье и детям, центр детских и молодежных инициатив.
Каждый социально-образовательный центр - это сложный механизм, объединяющий квалифицированных специалистов, необходимую материально-техническую базу и современное программно-методическое содержание, свою структуру управления и детского самоуправления. На базе социально-образовательных центров создается научно-методическое объединение преподавателей-практиков и специалистов, которые развертывают деятельность кружков, студий, творческих лабораторий, клубов для детей и взрослого населения.
Каждый центр имеет нормативно-правовое и финансовое обеспечение.
В ходе мониторинга на базе каждого образовательного центра мы наблюдаем появление новых видов деятельности, осуществляемых учащимися в рамках Целевых образовательных программ и реализуемых проектов. (подготовка и выпуск компьютерной газеты на русском и карельском языках, исследовательская деятельность старшеклассников в природе, этнографических экспедициях, поисково-краеведческом полевом лагере, детской редакции радио и телевидения, исследования детей по топонимике родного края и др.).

  • Целевые образовательные программы и проекты.

В настоящее время через социально-образовательные центры реализуются Целевые образовательные программы: "Развитие базового образования", "Здоровый ребенок", "Живая деревня", "Карельские корни", "Красивая школа", "Моя Родина", "Мы - сельские граждане", "Я и Мир", "Семья".

В течение 10 лет педагогический коллектив занимается проектной деятельностью. Проектно-исследовательские группы учителей и специалистов Центра образования разработали и реализовали следующие проекты: "Школьный телерадиоцентр", "Учебное телевидение", "Образовательный канал "Телешкола", "Детская редакция школьного радио и телевидения на русском и карельском языках", "Изба-читальня.XXI век", "Коткозерский сельский социокультурный комплекс в Интернет", "Сельская школа - центр гражданской активности населения", "Сельская школа взрослых" и др.

В ходе реализации каждого такого проекта возникают новые виды совместной образовательной деятельности учащихся, педагогов, родителей.

В начале эксперимента каждая проектно-исследовательская группа первоначально разрабатывала и внедряла проект локально, на базе определенного социально-образовательного центра, на основе собственной образовательной программы. Затем на педсоветах обсуждались замыслы и содержание новых образовательных программ и, в ходе обсуждения, разрабатывалось содержание программы всеми педагогами школы. Таким образом, программы отдельных групп становились программами всей школы.

В настоящее время созданы проектно-исследовательские группы, разрабатывающие и реализующие 9 инновационных целевых образовательных программ. Эта инновационная деятельность, в свою очередь, привела к изменению учебного процесса: совершенствовался учебный план школы, активизировалась работа по созданию проектов, происходил переход от организации учебной работы, часто оторванной от жизни, практики, к образовательной деятельности Центра образования, приобретающей целостный и системный характер.

  • Развитие общественного управления школой.

В результате осуществления эксперимента возникли новые формы общественного управления школой. Был создан Координационный совет, Попечительский совет, Совет Центра образования (в него входят 3 учителя, 3 родителя, 3 учащихся, 3 представителя общественности, попечители, избираемые путем прямого и равного голосования), Совет по патриотическому воспитанию.

Новая модель управления обеспечивает координацию деятельности всех учреждений и социально образовательных центров, входящих в состав сельского социокультурного комплекса.
Приобщение учащихся к управлению происходит посредством действующих органов:

  • Большого Совета актива классов и детских Советов образовательных центров;
  • Совета старшеклассников (8-11-е классы);
  • Детских Советов образовательных центров: "Интеллект", "ИнтерДА", "Фантазия", "Олимпиец", "Звездочка", в которые входят дети 5-11 классов.

Наиболее ярко детское самоуправление проявляется в еженедельных радиопередачах "Новости школьной жизни", в организации дежурств, в которых принимают участие 7 - 11-е классы, в праве учащихся на свободу высказывания своего мнения и предложений по улучшению школьной жизни.

  • Педагогический проект " Школа как открытое сообщество"

Объектом психолого-педагогического мониторинга явилось и создание открытого сообщества учителей, школьников и их родителей, поскольку все они вовлечены в образовательный процесс и заинтересованы в его результативности.
В ходе осуществления педагогического проекта "Школа как открытое сообщество" были проведены разнообразные интегрирующие события, посвященные 130-летнему юбилею со дня открытия первой светской школы в деревне Коткозеро:

- семинар для учителей "Основные положения гуманистического подхода к взаимоотношениям взрослого и ребенка".
- КТД "Учитель + ученик = педагогика сотрудничества".
- родительское собрание " Через познание к взаимопониманию" с посещением и обсуждением открытых уроков в школе.
- совместная работа учащихся, учителей и родителей по выполнению классных поисково-краеведческих заданий по истории школы и села.
- торжественное собрание в день 130-летия школы, где участвовали все члены школьного сообщества и выпускники школы различных лет.

На всех этапах проекта проводились устные опросы участников и анкетирование.
Итоги мониторинга позволили сделать следующие выводы: процесс образования в школе ориентирован не только на повышение уровня преподавания, но и на развитие условий для самореализации личности не только ученика, но и учителя, родителя как членов школьного сообщества, объединенных образовательными целями и интересами. При этом школа выступает лидером, соединяя созидательную социальную деятельность взрослых и маленьких жителей села.

  • Школа как районный и республиканский методический центр

В течение многих лет школа ведет работу, направленную на становление ее как открытого интеллектуального и социального центра. Ежегодно проводятся районные, республиканские, региональные научно-практические семинары и конференции по проблемам образования в современной социокультурной ситуации. ( "Проблемы и пути развития современной сельской школы", "Развитие открытой сельской школы в сотрудничестве с семьёй и общественностью", "Кооперация как фактор развития образования в сельской местности", "Сельская школа для всех как результат сотрудничества общественных, муниципальных и государственных структур" и др.).

Важным результатом экспериментальной образовательной деятельности, основанной на целостном подходе к развитию взаимодействия всех участников образовательного процесса, является включение научных и общественных организаций в решение социально-педагогических задач исследовательской работы.

Так, создание системы этнокультурного образования основывается на партнёрских отношениях с Министерством образования и по делам молодежи РК, Государственным комитетом по вопросам национальной политики РК, Государственной телерадиокомпанией "Карелия", Петрозаводским государственным университетом, Петрозаводским педколледжем № 1, национальной библиотекой г. Олонца, редакциями газеты "Oma mua" ("Моя земля") и детского журнала "Kipina" ("Звездочка"), школами с изучением карельского языка в РК.

  • Семейное воспитание и школа.

Проведение разнообразных диагностических обследований позволило изучить проблемы семейного воспитания и образования и их влияние на процесс развития и социальной адаптации ребенка, усвоения им школьной программы.

Изучение образовательного, социокультурного потенциала семей и социальной среды, возможностей их использования в образовательном процессе позволило провести дифференциацию семей для осуществления индивидуальной социально-воспитательной и социально-образовательной работы. В ходе психолого-педагогического мониторинга анализировались цели и направления деятельности педагогического коллектива, проводилась рефлексия, на основе которой изменялось содержание и формы работы с семьей. В настоящее время в Центре образования нет детей, не посещающих школу, мы стараемся работать без второгодничества, в течение многих лет нет учащихся, совершивших преступления и нет семей, где родители были бы лишены родительских прав.

  • Развитие образования взрослых

В ходе мониторинга осуществлялась социальная диагностика образовательных потребностей различных возрастных групп и социальных слоев населения деревни Коткозеро. В числе образовательной деятельности, интересующей мужчин, - курсы водителей различных транспортных средств и сельскохозяйственной техники, освоение забытых народных ремесел, изучение компьютеров и телерадиотехники. В процессе анкетирования было выявлено, что сельские женщины хотят обучаться овощеводству, овладевать навыками народной медицины, лечебного массажа, осваивать секреты кулинарии и швейного дела, изучать иностранные языки.

Идея включения в образовательный процесс всех субъектов сельского социума и удовлетворение образовательных потребностей различных категорий сельского населения получила свое воплощение в школе образования взрослых, открытой на базе сельского социокультурного комплекса при поддержке общественных организаций "Свободное образование" и "Живая деревня".

Изучение образовательных потребностей селян является важной составляющей при организации курсов для взрослых накануне нового учебного года. Учитывая данные анкетирования, составляются учебные программы, вводятся новые курсы, решаются вопросы кадрового обеспечения школы взрослых. Так, в последние годы интерес у взрослого населения и молодежи деревни вызывают программы, направленные на освоение на практике демократических ценностей и принципов гражданского общества.

  • Новые формы общественной активности детей и взрослых

Инновационная образовательная деятельность, осуществляемая сельским социокультурным комплексом, ведет и к возникновению новых форм активности детей и взрослого населения.
Так, для решения вопросов этнокультурного образования дети и взрослые объединились на основе общественного клуба "Карельские корни", в котором регулярно обучаются проблемы сохранения родного языка и культуры, организуются различные мероприятия с детьми и взрослыми.

По инициативе педагогов, культработников села была создана общественная организация "Живая деревня" (организация имеет свой Устав, самостоятельный баланс, расчетные счета, круглую печать).

Организация в тесном контакте со школой и другими учреждениями деревни занимается широкой просветительской деятельностью среди населения, поддерживает образовательно-культурные инициативы сельских граждан. Эта деятельность, в свою очередь, привела к созданию на территории села Коткозеро и посёлка "Верхнеолонецкий" комитетов территориального общественного самоуправления, которые являются центрами гражданской активности сельчан, организуют их на социально значимую для всей деревни деятельность и отстаивают интересы сельских жителей перед властными структурами.

  • Выводы

Эксперимент показал, что идеи открытой школы находят все большую поддержку в разных районах республики Карелии и регионах России. В сельской местности , несмотря на отсутствие нормативной базы, создаются образовательные учреждения, в основу которых положена модель сельского социокультурного комплекса и идея социально-образовательных центров.

В практику работы многих школ Карелии внедрены модели этнокультурного, сельскохозяйственного, экологического образования, прошедшие апробацию в Коткозере. В Сортавальском, Питкярантском и Олонецком районе на базе общеобразовательных учреждений открыты школы образования взрослых.

В ходе экспериментальной образовательной деятельности педагогическим коллективом комплекса издано несколько сборников научно-методических материалов, создано большое количество учебно-методических видеофильмов, десятки комплектов аудио и видеоматериалов, накоплен значительный научно-методический потенциал по проблемам развития образования на селе

На базе МОУ "Центр образования села Коткозеро Олонецкого района" создан Инновационный Центр повышения квалификации "Сельская школа для всех", реализующий программу подготовки руководителей образования, педагогов, специалистов к работе в условиях открытой сельской школы.

В ходе опытно-экспериментальной работы возникла широкое проблемное поле, что подтверждает правильность выбранного направления исследовательской работы.

В связи с этим возникла идея распределения наиболее актуальной проблематики исследований среди активных сельских школ региона, проявляющих интерес к инновациям, и объединения этих школ в сеть. В связи с этим в апреле 2004 года на базе Петрозаводского государственного университета создан Региональный центр развития сельского образования на Европейском Севере, одной из задач которого является создание Сообщества инновационных сельских школ и продвижение идей открытого образования в массовую педагогическую практику.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru