Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Содержание программы
(основные темы-вопросы и дидактические единицы)

Общий модуль:

Тема 1. Общая характеристика современного состояния и тенденций развития сельской местности Российской федерации.
Современное село: факторы, определяющие современное состояние жизни на селе. Аграрная и социальная политика государства в сельской местности. Развитие агросферы как фактор реабилитации сельского социума. Роль местного самоуправления, администрации и общественных движений на селе.

Тема 2. Социокультурная ситуация современного села.
Состояние социокультурной ситуации в сельской местности РФ: негативные и позитивные тенденции в социокультурной ситуации на селе. Витальные, терминальные и инструментальные ценности сельских жителей разных возрастных групп. Психологический климат сельского социума. Сельский менталитет.
Культура села: Своеобразие сельского образа жизни. Этнические, конфессиональные, народные культурные традиции и инновации в регионе.
Социокультурное своеобразие нашего села. - 2 часа. Круглый стол.

Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика взрослого возраста.
Понятие возраста как психолого-педагогическая категория. Социальная ситуация развития, ведущие виды деятельности, психологические новообразования взрослого возраста. Возрастные кризисы. Стратегии жизни. Отражение сельского образа жизни в психологии сельского жителя.
Практическое занятие. Самоанализ личностных и профессиональных качеств.

Тема 4. Образование взрослых как фактор стабилизации социокультурной ситуации на селе.
Роль образования взрослого населения сельской местности в экономической, социальной, культурной ситуации на селе. Образовательные потребности, запросы и интересы сельского населения. Цели, задачи, принципы, содержание, виды образования взрослых на селе. Организатор образования взрослых как новый вид профессиональной деятельности.
Знакомство с опытом реализации образования взрослых в условиях села. Посещение центров образования взрослых.
Задачи, функции и содержание деятельности организатора образования взрослых.
Подготовка к семинару: работа с научной, научно-популярной литературой и периодическими изданиями.
Общие психолого-педагогические требования к образовательному процессу и учебным занятиям для взрослых. Задачи, структура, содержание, формы учебных занятий для взрослых.
Разработка учебного занятия для взрослых. Практическое занятие.
Подготовка к практическому занятию: проектирование, планирование, оформление учебного занятия.

Тема 5. Организационно-педагогические вопросы образования взрослых в условиях сельской местности.
Организационные виды и формы образования взрослых на селе. Нормативно-правовая база. Учебно-методический комплекс, материальная база, документация, другие средства обеспечения процесса образования взрослых в условиях сельской местности.
Разработка программы курсов образования взрослых на селе.
Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию: работа с литературой, проектирование и оформление программы. - 4 часа.
Защита (презентация) программы образования взрослых на селе. - 2 часа. Практическое занятие.

Психолого-педагогический модуль

В рамках содержания психолого-педагогического модуля, предназначенного для обучающихся, не имеющих профессионального педагогического образования, предусматривается более подробное и углубленное рассмотрение следующих вопросов:

- психолого-педагогические основы концепции непрерывного образования;
- основы дидактики;
- основы теории воспитания;
- основы методики преподавания;
- основы андрагогиги;
- технологии образования взрослых;
- основы возрастной психологии и психологии развития человека;
- основы психологии социальных отношений;
- основы педагогической этики;
- и другие.

Модули профилизации (специализации в видах деятельности)

по выбору обучающихся

1. Этнокультурный модуль:

1. 1. Обычаи и традиции народной культуры края (региона)
. Массовые и семейные праздники и обряды (содержание, режиссура, организация и проведение).
1.2. Краеведение. Изучение истории села, деревни. Музееведение. Создание и деятельность музея истории и культуры местности.
1.3. Фольклорное творчество (пение, танец, стихосложение, сказания и т.п.).
1.4. Народный костюм (моделирование одежды, изготовление традиционного костюма и одежды с народными элементами и пр.).
1.5. Народное прикладное творчество (вязание, вышивание, плетение, конструирование и пр.).
1.6. Народная кухня (изготовление блюд народной национальной кухни).
В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов этнокультурного модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее гуманитарное и технологическое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

2. Культура дома и быта:

- психология и педагогика семейных отношений;
- семейные праздники;
- экономика ведения домашнего хозяйства;
- современный интерьер и техническое оборудование дома и быта;
- технологии и организация быта;
- санитарно-гигиенические нормы и умения в быту;
- практические бытовые умения и навыки (уход за мебелью, одеждой, домом, участком; приготовление пищи, хранение продуктов, домашние заготовки и т.п.).

В процессе обучения по программе модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее гуманитарное и технологическое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

3. Культура досуга:

3.1 Массовые современные и традиционные сельские праздники
.
3.2 Семейный досуг.
3.3 Здоровый образ жизни.
3.4 Спорт и физическая культура (виды спорта и занятий физической культурой).
3.5. Туризм.
В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование в области педагогики, культуры и спорта. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

4. Медицина. Народная медицина:

- здоровый образ жизни. Экология и здоровье человека;
- основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи;
- народная медицина: возможности и ограничения оздоровления и лечения народными средствами;
- сбор и хранение лекарственных растений.

В процессе обучения по медицинскому модулю обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями соответствующих видов деятельности в условиях обыденной жизни. Занятия ведут специалисты, имеющие медицинское образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

5. Агрономический модуль (по выбору обучающегося):

5.1. Полеводство.
5.2. Огородничество.
5.3. Садоводство.
5.4. Цветоводство.
5.5. Нетрадиционная агрономия.
В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов агрономического модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями соответствующего вида деятельности в условиях личного приусадебного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее агрономическое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

6. Животноводческий (по выбору обучающихся):

6.1. Скотоводство.
6.2. Свиноводство.
6.3. Овцеводство.
6.4. Кролиководство.
6.5. Птицеводство.
6.6. Пчеловодство.
6.7. Домашние животные (собаки, кошки и пр.).
6.8. Нетрадиционное животноводство.
В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов животноводческого модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями по содержанию и уходу за животными в условиях личного приусадебного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее зоотехническое и ветеринарное образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

7. Технический модуль:

Обучение в рамках технического модуля предполагает знакомство и овладение умениями пользователя современной сельскохозяйственной техникой, применяемой в условиях личного приусадебного хозяйства и малого фермерства. Например: многофункциональный малый трактор с приспособлениями для различных видов сельскохозяйственных работ, сенокосилка, газонокосилка, деревообрабатывающий станок, бензопила и проч. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее техническое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

8. Строительство:

- основы гражданского строительства в условиях сельской местности;
- основы современных технологий строительных работ;
- ремонтные работы;
- строительство жилого дома;
- строительство приусадебных построек;
- строительство бани;
- нетрадиционные постройки в условиях сельской местности.

В процессе обучения в рамках содержания строительного модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями по проектированию и осуществлению строительных и ремонтных работ в условиях личного приусадебного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее инженерно-строительное образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

9. Охотоведение:

- экологические основы природопользования. Охрана природы и правила поведения на охоте;
- виды охоты, особенности их организации и проведения;
- снаряжение охотника: оружие и одежда и пр.;

Обучение в рамках модуля предполагает знакомство и овладение знаниями и умениями любительской непромысловой охоты. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

10. Рыболовство:

- экологические основы природопользования. Охрана природы и правила поведения на рыбалке;
- виды непромыслового рыболовства, особенности их организации и проведения;
- снаряжение рыболова: рыболовные снасти, одежда и пр.

Обучение в рамках модуля предполагает знакомство и овладение знаниями и умениями любительского непромыслового рыболовства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

11. Лесопользование:

- экологические основы природопользования. Охрана природы и правила поведение в лесу;
- виды лесопользования, особенности их организации и проведения:

* сбор ягод;
* сбор грибов;
* сбор лекарственных растений;
* заготовка древесины;
* заготовка веников;
* другие виды лесопользования;

- заготовка и хранение продуктов леса.

Обучение в рамках модуля предполагает знакомство и овладение знаниями и умениями любительского непромыслового лесопользования. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование и компетенции. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

12. Местные промыслы и ремесла:

12.1 Кузнечное дело.
12.2 Изготовление печей и каминов.
12.3 Деревообработка, хранение и использование древесины.
12.4 Гончарный промысел.
12.5 Изготовление и ремонт обуви.
12.6 Парикмахерское дело.
Перечень вариантов модуля зависит от местных традиций и актуальных потребностей населения конкретной местности.
В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями соответствующего вида деятельности в условиях личного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование и компетенции. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

Дополнительные модули

Экономический модуль:
(Основы многоукладной рыночной экономики, бизнеса, маркетинга, бухгалтерского учета.)

Экономика аграрного сектора страны: Общая характеристика ситуации. Факторы и условия, тенденции и перспективы развития. Виды и формы рыночной экономики в условиях сельскохозяйственного производства и сельской местности.
Менеджмент и маркетинг в образовании. Образовательные услуги в условиях сельского социума.
Подготовка к семинару: работа с научной литературой и периодическими изданиями.
Основы бухгалтерского учета.
Самостоятельная работа: изучение бухгалтерской и экономической документации.

Нормативно-правовой модуль:

Основы гражданского законодательства. Законодательство в области гражданского права и образования: Правовые аспекты образовательной, производственной и других видов деятельности в условиях сельской местности. Действующие Законы "Об образовании" РФ и РК и поправки к ним.
Нормативно-правовые основы территориального общественного самоуправления. Задачи, функции, структура местного самоуправления. Государственные социально-педагогические институты на селе. - 2 часа. Лекция.
Создание гражданских сообществ в условиях сельской местности. Из опыта работы.
Подготовка к семинару: работа с научной литературой и периодическими изданиями.

Коммуникативный модуль:

Коммуникативная компетентность педагога: коммуникативные и знания, умения, качества, стили.
Организация и проведение эффективных переговоров: Достижение взаимопонимания. Преодоление разногласий.
Деловая беседа: цель, структура, технология.
Стратегии эффективного решения конфликтных ситуаций.
Личностные качества Организатора образования взрослых.

Информационно-коммуникационный модуль:

Обучение способам ориентации в современном информационном пространстве, изучение компьютеров и различных телекоммуникационных средств, оказание помощи сельским жителям в доступе к региональным, федеральным и глобальным компьютерным сетям.
Программы Microsof Office - Word, Excel.
Презентации Microsoft Office Power Point.
Сайты сельских образовательных учреждений: Microsoft Office FrontPage.
Работа с Интернет ресурсами.
Самостоятельная работа:
- создание презентаций.
- создание сайта.

Проективный модуль:

Проективная технология: понятие проекта, проективные технологии в образовании и социокультурной деятельности; виды, задачи, содержание, структура проектов; алгоритм проекта - старт, развитие, завершение.
Ресурсное обеспечение проекта: кадры, финансирование, материально-техническая база, нормативно-правовое обеспечение.
Самостоятельная работа: подготовка к семинару.
Разработка и защита проектов.
Разработка собственного проекта в области образования и социокультурной деятельности.

 

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru