Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Пояснительная записка

1. Обоснование (актуальность) специализации (дополнительных компетенций):

1.1. Необходимость организации обучения взрослых.

Одной из важнейших причин, сдерживающих развитие реформ на селе, является неподготовленность значительной части сельских жителей к социально-экономическим и демократическим преобразованиям, в основе которой низкий образовательный и культурный уровень людей. Это объясняется, по мнению авторов программы, следующими обстоятельствами:

- отсутствием государственных и общественных структур, занимающихся образованием (обучением и воспитанием) взрослых;
- отдаленностью жителей деревень от крупных городов, культурных центров, высших и средних специальных учебных заведений;
- трудностями коммуникационного порядка (невозможностью выезда селян в города из-за отсутствия финансовых средств, независимостью информационных компьютерных сетей и другими причинами).

Для того, чтобы успешно жить в условиях сельской местности, где в настоящее время формируется многоукладная экономика, новые социальные отношения и рождаются новые формы общественного самоуправления, сельские жители должны иметь качественно иное и более основательное образование.

1.2. Образовательные потребности сельских жителей.

Современное образование на селе призвано обеспечить многофункциональную подготовку селян на протяжении всей жизни в таких сферах, как: профессиональная, сельскохозяйственная, семейная, общественно-демократическая, культурно-досуговая и др.
Проведенные авторами программы исследования показывают, что образование, культурно-просветительская и социально-педагогическая работа на селе должны быть нацелены на удовлетворение возросших потребностей крестьян, фермеров, предпринимателей, работников социальной сферы и других категорий сельских жителей в современной информации, помогающей им успешно жизнедействовать в изменившихся социально-экономических условиях.
На фоне сворачивания деятельности сельских учреждений культуры становится актуальной проблема организации досуга жителей села, которым в таких условиях становится все труднее удовлетворять свои культурно-образовательные нужды, потребности в общении.

1.3. Образовательный потенциал села.

В тоже время, на селе живут люди, обладающие знаниями и умениями в различных видах деятельности, владеющие уникальными компетенциями, которые могли бы реально помочь односельчанам в преодолении "образовательного дефицита", в адаптации к новым условиям жизни, в определении новых жизненных стратегий, самореализации в условиях жизнедеятельности на селе.

1.4. Необходимость подготовки специалистов в области образования взрослых.

Назрела необходимость в подготовке специалиста нового вида профессиональной деятельности, которого авторы программы предлагают обозначить как "Организатор образования взрослых".
Организатор образования взрослых - это специалист, который осуществляет программы дополнительного образования разного профиля для взрослой части сельского населения; имеет высшее или среднее профессиональное образование, владеет знаниями, умениями, навыками в каком-либо актуальном для сельского жителя виде деятельности. Специалист занимается культурно-просветительской и образовательной деятельностью среди детей, молодежи, взрослого населения села: он обучает их конкретным практическим знаниям и умениям в разных областях сельской жизни (агрономия, животноводство, основы медицинских знаний, культура досуга и быта и др.). Организатор образования взрослых осуществляет индивидуальную, групповую и массовую работу на селе. Он может быть руководителем творческого объединения (сельского музея, этнокультурного клуба, ансамбля и т.д.).

1.5. Варианты организации деятельности.

Административно организация деятельности Организатора образования взрослых может быть осуществлена в следующих вариантах (моделях):

- специалист-сотрудник администрации местного самоуправления, выполняет функции Организатора образования взрослых как основной вид своей профессиональной деятельности;
- специалист-сотрудник сельского образовательного учреждения, учреждения культуры, государственного или негосударственного производства выполняет функции Организатора образования взрослых как дополнительную нагрузку.

1.6. Виды профессиональной квалификации.

Решение культурно-образовательных запросов и социально-педагогических потребностей сельских жителей зависит от уровня профессиональной квалификации и компетенции таких специалистов. Организаторы образования взрослых разделяются на две категории:

- имеющие профессиональное педагогическое образование,
- не имеющие педагогическое образование.

1.6.1.Первая категория специалистов, по мнению авторов программы, более подготовлена к выполнению функций Организатора образования взрослых. То есть, наиболее подготовленными к данной работе являются сельские учителя, которые, к тому же, в условиях реструктуризации сети сельских образовательных учреждений и резкого демографического спада начали освобождаться от традиционной профессиональной деятельности в сельских школах и дошкольных образовательных учреждениях. Но встает вопрос о возможностях самого учителя, об уровне его компетентности в специальных педагогических и в других - непедагогических областях, находящихся за рамками преподаваемых предметов и традиционной педагогической профессии. Необходимость в получении дополнительных знаний и умений, в формировании особых профессиональных и личностных качеств сельского педагога очевидна. Однако унифицированная подготовка учителей в профессиональных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не предусматривает компетенций, актуализированных спецификой жизни и деятельности на селе. Не предусмотрены широкие педагогические функции сельского учителя и программами повышения квалификации учителей. Содержание повышения квалификации или переподготовки, чаще всего, имеет общепедагогический и предметный характер, лишь иногда учитывает специфику образовательного процесса сельской школы, не ориентировано на многообразную деятельность учителя в сельском социуме.
Освоение программы специализации (дополнительных компетенций) "Организатор образования взрослых" такими специалистами возможно в процессе получения ими высшего или среднего профессионального педагогического образования, а также через систему повышения квалификации.

1.6.2. Вторая категория специалистов - не имеющие профессионального педагогического образования - владеет знаниями, умениями и навыками в разных областях деятельности, но испытывает затруднения в преподавании, в организации общения и взаимодействия разновозрастных групп и ряд других проблем психолого-педагогического содержания. Эти специалисты нуждаются в достаточно оперативном погружении в область психологии взрослых, в основные законы дидактики и воспитания, в методику и технологии преподавания, педагогической работы с личностью, группой и другие вопросы из сферы отношений "человек - человек". Решить эти проблемы может освоение ими содержания программы специализации (дополнительных компетенций) "Организатор образования взрослых" в рамках повышения квалификации или специализации (дополнительной подготовки) в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.
Таким образом, программа специализации (дополнительных компетенций) "Организатор образования взрослых" может быть представлена в двух вариантах, учитывающих специфику подготовленности специалистов.

2. Виды деятельности Организатора образования взрослых:

- преподавательская;
- культурно-просветительская;
- хозяйственно-экономическая;
- сельскохозяйственная (производственная);
- досуговая;
- проектная.

3. Общие требования к дополнительным компетенциям:

Организатор образования взрослых выполняет функции:

- коммуникативные;
- организаторские;
- координационные;
- мотивационные;
- аналитические;
- прогностические;
- контролирующие;
- корректирующие.

4. Цели и задачи программы:

4.1. Цель: подготовка специалиста к реализации образовательной деятельности с взрослым населением в условиях сельской местности.

4.2 .Задачи программы:

4.2.1. Мотивация сельских учителей, специалистов других профессий на осуществление образовательной деятельности с сельским населением.
4.2.3.Теоретическое и практическое обеспечение содержания образования взрослых в условиях сельской местности.
4.2.4.Овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации функций Организатора образования взрослых.

5. Требования к знаниям, умениям, навыкам в области дополнительных компетенций:

5.1. Организатор образования взрослых должен:
знать:
- основы возрастной психологии и педагогики работы с взрослыми;
- основы психологии общения;
- андрогогику, геронтологию как теоретические основы социально-педагогической работы с взрослыми односельчанами;
- теоретические основы средового подхода в педагогике;
- теоретические основы и практическое содержание одного или нескольких актуальных в условиях сельской местности видов деятельности (например: агрономия, сельскохозяйственная техника, народная медицина, народные промыслы и др.);

5.2. уметь:
- анализировать, прогнозировать и адекватно реагировать на изменения в социокультурной ситуации на селе,
- устанавливать контакты, строить и поддерживать деловые и эффективные отношения с группами и отдельными личностями;
- проектировать, планировать, организовывать и осуществлять совместную деятельность с людьми разного возраста и уровня образования и культуры;
- преподать знания и формировать умения в областях жизнедеятельности, актуальных для сельских жителей;
- осуществлять проектную деятельность;
- владеть умениями пользователя персональным компьютером, выхода в сеть Интернет, пользования электронной почтой.

5.3. обладать личностными качествами:
- коммуникабельность;
- активность, деловитость;
- оптимизм;
- креативность;
- общечеловеческая, этническая и конфессиональная толерантность;
- широкий кругозор, высокий уровень общей культуры;
- готовность к постоянному самообразованию;
- интуиция, "чувство нового";
- прагматизм, рационализм.

6. Организационные особенности программы.

Сетевая программа курсовой подготовки/переподготовки по специализации (дополнительным компетенциям) "Организатор образования взрослых" предназначена для педагогов сельских образовательных учреждений и других специалистов, желающих повысить расширить рамки своей профессиональной деятельности, а также для студентов среднего и высшего педагогического и непедагогического профессионального образования. В системе повышения квалификации курс является самостоятельным, обеспечивающим дополнительные компетенции обучающимся. В системе подготовки специалистов на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях очного, заочного и дистанционного обучения он представляет собой повышенный уровень обучения и является дополнительным.
Курс отличается оптимальным сочетанием теоретических и прикладных знаний, технологической направленностью, преобладанием семинаров, тренингов и др. активных форм обучения над репродуктивными. Практический акцент в обучении имеет целью приблизить обучение к жизни, сформировать самостоятельное мышление, потребность в постоянном обновлении своих знаний и умений.
Важное место в реализации программы отводится организации самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками, научной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, результатами научных исследований, документами с последующими выступлениями слушателей на семинарах, практических занятиях.
Курс представлен в двух моделях (вариантах), учитывающих различия в подготовленности будущих специалистов, в частности, наличие/отсутствие педагогического образования.

Содержание курса имеет модульное построение, в его структуру включены четыре вида модулей: общий модуль, модуль психолого-педагогический, модуль профилизаци (специализации в видах деятельности), дополнительные модули.
Освоение содержания общего модуля обязательно для всех обучающихся.
Обучающийся по 1-й модели может освоить от 1 до 3 модулей профилизации (специализации в видах деятельности), выбор которых он осуществляет самостоятельно, исходя из своих возможностей и запросов сельского населения, с которым он предполагает работать.
Обучающийся по 2-й модели овладевает содержанием психолого-педагогического модуля, он может также осваивать модули профилизации (специализации в видах деятельности), основываясь на собственных потребностях и нуждах сельских жителей.
Обучающиеся по 1-й и 2-й модели могут расширить свои компетенции через усвоение содержания дополнительных модулей.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru