Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Содержание программы
(основные темы-вопросы и дидактические единицы;
виды и формы занятий, самостоятельной работы)

Базовые модули:

1. Социокультурный модуль:
Современное село: Общая характеристика ситуации. Факторы, определяющие современное состояние жизни на селе. Аграрная и социальная политика государства в сельской местности. Развитие агросферы как фактор реабилитации сельского социума. Роль местного самоуправления и администрации на селе.
Состояние и тенденции социокультурной ситуации в сельской местности РФ: витальные, терминальные и инструментальные ценности сельских жителей разных возрастных групп. Психологический климат сельского социума. Сельский менталитет. Негативные и позитивные тенденции в социокультурной ситуации на селе
Культура села: Своеобразие сельского образа жизни. Этнические, конфессиональные, народные культурные традиции и инновации в регионе.
Социокультурное своеобразие нашего села.
Социальные институты села: Сельское самоуправление. Сельское сообщество. Сельская семья. Роль педагога в жизни села: традиционная позиция сельского учителя, позиция и своеобразие функций Педагога деревни.

2. Экономический модуль:
(Основы многоукладной рыночной экономики, бизнеса, маркетинга, бухгалтерского учета.)
Экономика аграрного сектора страны: Общая характеристика ситуации. Факторы и условия, тенденции и перспективы развития. Виды и формы рыночной экономики в условиях сельскохозяйственного производства и сельской местности.
Менеджмент и маркетинг в образовании. Образовательные услуги в условиях сельского социума.
Основы бухгалтерского учета.
Самостоятельная работа: изучение бухгалтерской и экономической документации.

3. Нормативно-правовой модуль:
Основы гражданского законодательства. Законодательство в области гражданского права и образования: Правовые аспекты образовательной, производственной и других видов деятельности в условиях сельской местности. Действующие Законы "Об образовании" РФ и РК и поправки к ним.
Нормативно-правовые основы территориального общественного самоуправления. Задачи, функции, структура местного самоуправления. Государственные социально-педагогические институты на селе.
Создание гражданских сообществ в условиях сельской местности. Из опыта работы.
Подготовка к семинару: работа с научной литературой и периодическими изданиями.
Разработка нормативно-правовой документации в области деятельности Педагога деревни.
Самостоятельная работа по изучению и разработке нормативно-правовой документации в области деятельности Педагога деревни.

4. Сельскохозяйственный модуль:
Основы сельскохозяйственного производства: Общая характеристика современного состояния и уровня развития сельскохозяйственного производства в РФ и РК. Виды и формы сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. Передовые сельскохозяйственные технологии малого сельского хозяйства, современной техники.
Стратегические и тактические направления в развитии сферы сельскохозяйственного производства в конкретных условиях сельской местности.
Самостоятельная работа (в группах и индивидуальная) по разработке образовательных проектов, способствующих развитию сельскохозяйственной сферы (в контексте актуальных сельскохозяйственных знаний и умений) в конкретных условиях сельской местности.

5. Коммуникативный модуль:
Коммуникативная компетентность педагога: коммуникативные и знания, умения, качества, стили.
Организация и проведение эффективных переговоров: Достижение взаимопонимания. Преодоление разногласий.
Деловая беседа: цель, структура, технология.
Стратегии эффективного решения конфликтных ситуаций.
Личностные качества Педагога деревни.

6. Информационно-коммуникационный модуль:
Обучение способам ориентации в современном информационном пространстве, изучение компьютеров и различных телекоммуникационных средств, оказание помощи сельским жителям в доступе к региональным, федеральным и глобальным компьютерным сетям.
Программы Microsof Office - Word, Excel.
Презентации Microsoft Office Power Point.
Сайты сельских образовательных учреждений: Microsoft Office FrontPage.
Работа с Интернет ресурсами.
Самостоятельная работа:
- создание презентаций;
- создание сайта.

7. Проективный модуль:
Проективная технология как фактор развития сельского образовательного учреждения: понятие проекта, проективные технологии в образовании и социокультурной деятельности; виды, задачи, содержание, структура проектов; алгоритм проекта - старт, развитие, завершение.
Ресурсное обеспечение проекта: кадры, финансирование, материально-техническая база, нормативно-правовое обеспечение.
Самостоятельная работа: подготовка к семинару.
Разработка и защита проектов.
Самостоятельная работа (в группах и индивидуальная): разработка проекта, способствующего развитию сельского образовательного учреждения.

Дополнительные модули

1. Этнокультурный модуль (по выбору обучающихся):

1. 1. Обычаи и традиции народной культуры края (региона). Массовые и семейные праздники и обряды (содержание, режиссура, организация и проведение).
1.2. Краеведение. Изучение истории села, деревни. Музееведение. Создание и деятельность музея истории и культуры местности.
1.3. Фольклорное творчество (пение, танец, стихосложение, сказания и т.п.).
1.4. Народный костюм (моделирование одежды, изготовление традиционного костюма и одежды с народными элементами и пр.).
1.5. Народное прикладное творчество (вязание, вышивание, плетение, конструирование и пр.).
1.6. Народная кухня (изготовление блюд народной национальной кухни).

В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов этнокультурного модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее гуманитарное и технологическое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

2. Культура дома и быта:

- психология и педагогика семейных отношений;
- семейные праздники;
- экономика ведения домашнего хозяйства;
- современный интерьер и техническое оборудование дома и быта;
- технологии и организация быта;
- санитарно-гигиенические нормы и умения в быту;
- практические бытовые умения и навыки (уход за мебелью, одеждой, домом, участком; приготовление пищи, хранение продуктов, домашние заготовки и т.п.).

В процессе обучения по программе модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее гуманитарное и технологическое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

3. Культура досуга:

3.1. Массовые современные и традиционные сельские праздники.
3.2. Семейный досуг.
3.3. Здоровый образ жизни.
3.4. Спорт и физическая культура (виды спорта и занятий физической культурой).
3.5. Туризм.

В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование в области педагогики, культуры и спорта. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

4. Медицина. Народная медицина:

- здоровый образ жизни. Экология и здоровье человека;
- основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи;
- народная медицина: возможности и ограничения оздоровления и лечения народными средствами;
- сбор и хранение лекарственных растений.

В процессе обучения по медицинскому модулю обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями соответствующих видов деятельности в условиях обыденной жизни. Занятия ведут специалисты, имеющие медицинское образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия.

5. Агрономический модуль (по выбору обучающегося):

5.1. Полеводство.
5.2. Огородничество.
5.3. Садоводство.
5.4. Цветоводство.
5.5. Нетрадиционная агрономия.

В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов агрономического модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями соответствующего вида деятельности в условиях личного приусадебного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее агрономическое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

6. Животноводческий модуль (по выбору обучающихся):

6.1. Скотоводство.
6.2. Свиноводство.
6.3. Овцеводство.
6.4. Кролиководство.
6.5. Птицеводство.
6.6. Пчеловодство.
6.7. Домашние животные (собаки, кошки и пр.).
6.8. Нетрадиционное животноводство.

В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов животноводческого модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями по содержанию и уходу за животными в условиях личного приусадебного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее зоотехническое и ветеринарное образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

7. Технический модуль:
Обучение в рамках технического модуля предполагает знакомство и овладение умениями пользователя современной сельскохозяйственной техникой, применяемой в условиях личного приусадебного хозяйства и малого фермерства. Например: многофункциональный малый трактор с приспособлениями для различных видов сельскохозяйственных работ, сенокосилка, газонокосилка, деревообрабатывающий станок, бензопила и проч. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее техническое образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

8. Строительство:

- основы гражданского строительства в условиях сельской местности;
- основы современных технологий строительных работ;
- ремонтные работы;
- строительство жилого дома;
- строительство приусадебных построек;
- строительство бани;
- нетрадиционные постройки в условиях сельской местности.

В процессе обучения в рамках содержания строительного модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями по проектированию и осуществлению строительных и ремонтных работ в условиях личного приусадебного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее инженерно-строительное образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

9. Охотоведение:

- экологические основы природопользования. Охрана природы и правила поведения на охоте;
- виды охоты, особенности их организации и проведения;
- снаряжение охотника: оружие и одежда и пр.;

Обучение в рамках модуля предполагает знакомство и овладение знаниями и умениями любительской непромысловой охоты. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

10. Рыболовство:

- экологические основы природопользования. Охрана природы и правила поведения на рыбалке;
- виды непромыслового рыболовства, особенности их организации и проведения;
- снаряжение рыболова: рыболовные снасти, одежда и пр.

Обучение в рамках модуля предполагает знакомство и овладение знаниями и умениями любительского непромыслового рыболовства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

11. Лесопользование:

- экологические основы природопользования. Охрана природы и правила поведение в лесу;
- виды лесопользования, особенности их организации и проведения:

* сбор ягод;
* сбор грибов;
* сбор лекарственных растений;
* заготовка древесины;
* заготовка веников;
* другие виды лесопользования;

- заготовка и хранение продуктов леса.

Обучение в рамках модуля предполагает знакомство и овладение знаниями и умениями любительского непромыслового лесопользования. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование и компетенции. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

12. Местные промыслы и ремесла (по выбору обучающихся):

12.1. Кузнечное дело.
12.2. Изготовление печей и каминов.
12.3. Деревообработка, хранение и использование древесины.
12.4. Гончарный промысел.
12.5. Изготовление и ремонт обуви.
12.6. Парикмахерское дело.

Перечень вариантов модуля зависит от местных традиций и актуальных потребностей населения конкретной местности.
В процессе обучения по одному (2-3) из вариантов модуля обучающиеся овладевают базовыми знаниями и практическими умениями соответствующего вида деятельности в условиях личного хозяйства. Занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование и компетенции. Значительную часть времени обучения должны составить практические занятия в лабораторных и полевых условиях.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru