Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Пояснительная записка

1. Обоснование (актуальность) специализации (дополнительных компетенций):

Многие люди, проживающие в сельской местности России, испытывают огромные трудности и лишения, связанные с реформированием общества. Одной из важнейших причин, сдерживающих развитие реформ на селе, является неподготовленность значительной части сельских жителей к социально-экономическим и демократическим преобразованиям, в основе которой низкий образовательный и культурный уровень людей. Это объясняется, по мнению авторов программы, следующими обстоятельствами:

- отсутствием государственных и общественных структур, занимающихся образованием (обучением и воспитанием) взрослых;
- отдаленностью жителей деревень от крупных городов, культурных центров, высших и средних специальных учебных заведений;
- трудностями коммуникационного порядка (невозможностью выезда селян в города из-за отсутствия финансовых средств, независимостью информационных компьютерных сетей и другими причинами).

Для того, чтобы успешно жить в условиях сельской местности, где в настоящее время формируется многоукладная экономика, новые социальные отношения и рождаются новые формы общественного самоуправления, сельские жители должны иметь качественно иное и более основательное образование.
Современное образование на селе призвано обеспечить многофункциональную подготовку селян на протяжении всей жизни в таких сферах, как: профессиональная, сельскохозяйственная, семейная, общественно-демократическая, культурно-досуговая и др.
Проведенные авторами программы исследования показывают, что образование, культурно-просветительская и социально-педагогическая работа на селе должны быть нацелены на удовлетворение возросших потребностей крестьян, фермеров, предпринимателей, работников социальной сферы и других категорий сельских жителей.
Назрела необходимость в подготовке специалиста нового вида профессиональной деятельности, которого авторы программы предлагают обозначить как "Педагога деревни".

2. Характеристика специализации

Педагог деревни - это специалист, имеющий профессиональное педагогической образование и владеющий дополнительными компетенциями в рамках программы "Педагог деревни". Он осуществляет широкую и разнообразную педагогическую деятельность с разными социальными группами сельского населения. Специалист занимается культурно-просветительской, социально-педагогической, образовательной деятельностью среди детей, молодежи, взрослого населения села. Помогает односельчанам в решении их жизненно-важных проблем и вопросов, пропагандирует здоровый образ жизни, современную культуру жизни на селе, проводит профилактику негативных явлений и многое другое. Особое направление его деятельности - образование взрослых: он обучает их конкретным практическим знаниям и умениям в разных областях сельской жизни (агрономия, животноводство, основы медицинских знаний, культура досуга и быта и др.). Педагог деревни осуществляет индивидуальную, групповую и массовую работу на селе. Он может быть руководителем общественной организации, творческого объединения (сельского музея, этнокультурного клуба, ансамбля и т.д.).

3. Варианты организации деятельности педагога деревни

Административно организация деятельности Педагога деревни может быть осуществлена в следующих вариантах (моделях):

- специалист-сотрудник администрации местного самоуправления, выполняет функции Педагога деревни как основной вид своей профессиональной деятельности;
- специалист-сотрудник (учитель) сельского образовательного учреждения, выполняет функции Педагога деревни как дополнительную нагрузку;
- специалист-сотрудник учреждения культуры на селе, выполняет функции Педагога деревни как дополнительную нагрузку.

4. Сельский учитель как педагог деревни

Решение культурно-образовательных запросов и социально-педагогических потребностей сельских жителей зависит от уровня профессиональной квалификации и компетенции таких специалистов. Наиболее подготовленными к данной работе являются сельские учителя, которые, к тому же, в условиях реструктуризации сети сельских образовательных учреждений и резкого демографического спада начали освобождаться от традиционной профессиональной деятельности в сельских школах и дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования науки и реальная практика показывают, что у сельского учителя есть определенные предпосылки к реализации широкой педагогической деятельности среди сельского населения.
Профессиональная педагогическая деятельность в условиях сельской местности значительно отличается от работы учителя в городе: она имеет такие особенности как многопредметность, полифункциональность, специфику в организации образовательного процесса и осуществлении непрерывного профессионального образования, самообразования и др. Следовательно, сельский учитель изначально имеет широкие знания в разных предметных областях и опыт осуществления многообразной деятельности, гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
Исторически российскому учителю на селе отводится особая роль - представителя интеллигенции, носителя научного знания, нравственности, культуры. Влияние педагога распространяется не только на детскую часть сельского населения, он - авторитет и эталон и для взрослых, к нему обращаются люди старшего поколения за советом, помощью не только в области педагогики, но и права, экономики, ведения сельского хозяйства, медицины, быта и по многим другим вопросам. Сегодня, когда на селе практически разрушена социальная и культурная службы, когда происходят кардинальные изменения в экономической жизни села, перестраиваются производственные отношения, а происходящие изменения приводят к неоднозначным, зачастую негативным последствиям, роль учителя как стабилизатора сельской жизни возрастает многократно. От учителя, как представителя просвещенной части общества, государства и сельского сообщества, односельчане ожидают социальных инициатив, реалистичных рекомендаций и реальных действий по улучшению ситуации, помощи в собственном жизненном самоопределении, нахождении себя и своего места в изменяющейся действительности.
Традиционно в российской "глубинке" сельский учитель - человек, будирующий сельское сообщество, активно и деятельно возражающий против застоя, несправедливости, апатии, пьянства и других негативных явлений современной сельской жизни. Инициатива, активная жизненная позиция самого учителя и запросы односельчан значительно расширяют область деятельности педагога, предопределяют ему новые функции - функции Педагога деревни.

5. Необходимость повышения квалификации сельского учителя

Встает вопрос о возможностях самого учителя, об уровне его компетентности в специальных педагогических и в других - непедагогических областях, находящихся за рамками преподаваемых предметов и традиционной педагогической профессии. Необходимость в получении дополнительных знаний и умений, формировании особых профессиональных и личностных качеств сельского педагога очевидна. Однако унифицированная подготовка учителей в профессиональных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не предусматривает компетенций, актуализированных спецификой жизни и деятельности на селе. Не предусмотрены широкие педагогические функции сельского учителя и программами повышения квалификации учителей. Содержание повышения квалификации или переподготовки, чаще всего, имеет общепедагогический и предметный характер, лишь иногда учитывает специфику образовательного процесса сельской школы, не ориентировано на многообразную деятельность учителя в сельском социуме.

6. Программа специализации педагог деревни

Назрела необходимость в разработке особого содержания образования - программы специализации (дополнительных компетенций) "Педагог деревни".
6.1. Виды деятельности Педагога деревни:

- культурно-просветительская;
- социально-педагогическая;
- юридическая (правовая);
- хозяйственно-экономическая;
- сельскохозяйственная (производственная);
- досуговая;
- проектная.

6.2. Общие требования к дополнительным компетенциям:

Педагог деревни выполняет функции:
- коммуникативные;
- организаторские;
- координационные;
- мотивационные;
- аналитические;
- диагностические;
- прогностические;
- контролирующие;
- корректирующие.

6.3. Цели и задачи программы:

Цель: подготовка специалиста к реализации широкой педагогической деятельности в условиях сельской местности.

Задачи программы:

1) Мотивация сельских учителей на осуществление широких педагогических (образовательных, воспитательных) функций в сельском социуме.
2) Теоретическое и практическое обеспечение содержания педагогической деятельности в условиях сельской местности с разными группами сельского населения.
3) Овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации функций Педагога деревни.

6.4. Требования к знаниям, умениям, навыкам в области дополнительных компетенций:

Педагог деревни должен:
знать:

- состояние и тенденции социально-педагогических явлений в сельской местности;
- основы законодательства, основы юридических знаний;
- теоретические основы средового подхода в педагогике;
- андрогогику, геронтологию как теоретические основы социально-педагогической работы с взрослыми односельчанами;
- основы делопроизводства, экономики и бухгалтерии;
- основы менеджерской деятельности;
- теоретические основы 2-3 областей жизнедеятельности в условиях сельской местности (например: агрономия, сельскохозяйственная техника, народная медицина, народные промыслы и др.);
- проектный менеджмент;

уметь:

- анализировать, прогнозировать и адекватно реагировать на изменения в социокультурной ситуации на селе;
- устанавливать контакты, строить и поддерживать деловые и эффективные отношения с различными органами власти и управления, организациями и сообществами, неорганизованными социальными группами и отдельными личностями;
- проектировать, планировать, организовывать и осуществлять совместную деятельность с людьми разного возраста и уровня образования и культуры;
- вести культурно-просветительскую работу среди сельского населения;
- преподать знания и формировать умения в педагогических и непедагогических (2-3) областях жизнедеятельности, актуальных для сельских жителей;
- осуществлять проектную деятельность;
- владеть умениями пользователя персональным компьютером, выхода в сеть Интернет, пользования электронной почтой.
обладать личностными качествами:
- коммуникабельность;
- активность, деловитость;
- оптимизм;
- креативность;
- общечеловеческая, этническая и конфессиональная толерантность;
- широкий кругозор, высокий уровень общей культуры;
- готовность к постоянному самообразованию;
- интуиция, "чувство нового";
- прагматизм, рационализм.

6.5. Организационные особенности программы.

Программа курсовой подготовки/переподготовки по специализации (дополнительным компетенциям) "Педагог деревни" предназначена для педагогов сельских образовательных учреждений, желающих повысить профессиональную квалификацию и расширить рамки своей профессиональной деятельности, а также для студентов среднего и высшего педагогического образования. В системе повышения квалификации работников образования курс является самостоятельным, обеспечивающим дополнительные компетенции обучающимся. В системе подготовки специалистов на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях очного, заочного и дистанционного обучения он представляет собой повышенный уровень обучения и является дополнительным.
Курс отличается оптимальным сочетанием теоретических и прикладных знаний, технологической направленностью, преобладанием семинаров, тренингов и др. активных форм обучения над репродуктивными. Практический акцент в обучении имеет целью приблизить обучение к жизни, сформировать самостоятельное мышление, потребность в постоянном обновлении своих знаний и умений.
Важное место в реализации программы отводится организации самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками, научной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, результатами научных исследований, документами с последующими выступлениями слушателей на семинарах, практических занятиях.
Содержание курса имеет модульное построение, в его структуру включены два вида модулей: базовые и дополнительные.
Освоение базовых модулей обязательно для всех обучающихся. Каждый обучающийся также должен освоить 2-3 дополнительных модуля, выбор которых он осуществляет самостоятельно, исходя из своих возможностей и запросов сельского населения, с которым он предполагает работать.

 

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru