Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

Справка по результатам апробации образовательной программы по теме
"Развитие современного открытого образования в сельской местности
на основе кооперации ресурсов школы,
семьи, общественности и власти"

Положение сельских жителей
Сельские дети и образование
Основная идея исследования
Цель и методы эксперимента
Создание новой практики образования и ее апробация
Новая модель управления
Содержание исследования
Обучение взрослых
Апробация новых должностей
Образовательные коммуникации и их апробация
Экологический проект
Экспериментальный учебный план
Школа и социально-образовательный эксперимент
Нормативно-правовое обеспечение
Целостность образовательной системы
Ключевые позиции и результаты исследования
Выводы

Положение сельских жителей

Исследование осуществлялось в сложный, противоречивый и нестабильный период реформируемого общества, когда большая часть жителей сельских поселений переживает труднейшие времена, испытывая на себе все тяготы экономического кризиса в аграрном секторе, политической непредсказуемости, социальной нестабильности, вакуума духовной жизни. Фактически сельские жители России, коренная популяция, поставлены на грань выживания, в положение второсортных членов общества, имеющих неравные условия материального жизнеобеспечения и культурного развития. Село стало опасным местом для проживания людей. Смертность более, чем в два раза превышает рождаемость. Главные причины - плохое и неправильное питание, нездоровая экология, сверхзанятость тяжелым физическим трудом в личном подворье, алкоголизация населения на волне безработицы, материальных лишений, морально-психологической депрессии.

Сельские дети и образование

Сельские дети, молодежь не имеют возможности в равной мере с их городскими сверстниками использовать свои конституционные права на образование, выбор профессии, доступ к культурным ценностям, социальную защиту. Многие из них не находят необходимой помощи и поддержки даже в своей собственной семье, что ведет к социальной дезадаптации, проявляется в росте беспризорности, бродяжничества, ранней алкоголизации, противоправных действий. В населенных пунктах Коткозерской волости ежедневно нуждаются в экстренной социально-образовательной помощи около 10 % детей, брошенных на произвол судьбы своими родителями. Более 20 % школьников сельской территории требуют дополнительной образовательно-воспитательной помощи в плане личностного развития и коррекции. В социально-образовательной поддержке нуждаются и одаренные дети, опережающие своих сверстников в развитии.

Основная идея исследования

Изучение социально-экономической и анализ социально-образовательной обстановки на селе помогли сформулировать основную идею нашего исследования, суть которой - создание оптимальной образовательной системой, выходящей за рамки школьного образования, включающей в образовательный процесс всех субъектов сельского социума, ориентированной на развитие личности, удовлетворение растущих образовательных потребностей различных категорий сельского населения.
Это определило объект исследования, которым стала сельская социокультурная среда как фактор развития образования, и предмет исследования - процесс образования детей и взрослых в условиях сельского социокультурного комплекса.

Цель и методы эксперимента

Главная цель исследования - разработка теоретических и прикладных основ целостной системы образовательно-воспитательной и социально-педагогической деятельности на селе.
В ходе опытно-поисковой, экспериментальной работы была сделана попытка спроектировать и апробировать в полевых условиях комплексную многофункциональную образовательную систему - нетрадиционную модель сельского социокультурного комплекса, сфера влияния которого охватывала 11 сельских поселений двух волостей.
В процессе исследования использовались разнообразные методы: изучение и анализ новой практики воспитания и образования, накопленной сельскими экспериментальными площадками ВНИКа "Школа - микрорайон", передовыми сельскими школами России, Казахстана, Украины, Литвы, учебно-воспитательными комплексами Белгородской и Свердловской областей, сельскими федеральными экспериментальными площадками образовательного сообщества "Эврика".
Ведущими методами исследования стали метод проектирования (подробно описанный в диссертации А.З. Андрейко) и формирующий социально-педагогический эксперимент.

Создание новой практики образования и ее апробация

Во-первых, эксперимент, межведомственный и междисциплинарный по своему характеру, был нацелен на создание новой практики образования в условиях сельской местности, которая отличается от существовавшей своими целями, содержанием, организационной структурой и системой управления.
Цель новой практики образования состоит в удовлетворении образовательных потребностей всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пожилых людей в условиях формирующейся многоукладной сельской экономики.
Содержание модели предполагало органическое сочетание всех видов социально значимой деятельности, которые способствовали бы развитию личности, ее самореализации, а именно учебной, производственно-образовательной, культурно-досуговой и этнокультурной, социально-благотворительной, экологической деятельности.
Нетрадиционная структура модели апробированная в ходе эксперимента включала работу социально-образовательных центров: учебно-образовательного, физкультурно-оздоровительного, этнокультурного, художественно-эстетического, учебно-производственного, информационно-технического, социальной помощи. Это позволило сконцентрировать кадровые, материальные, финансовые ресурсы школы, ДК, библиотеки, сельской амбулатории на главных направлениях образовательной деятельности с детьми и взрослыми.

Новая модель управления

Эксперимент включал создание и апробацию новой модели управления, которая предлагала: а) обеспечение необходимой координации деятельности учреждений и социально-образовательных центров, входящих в состав комплекса; б) создание управленческих механизмов учета и защиты национальных сельских и региональных особенностей образовательной системы; в) организацию (в контакте с органами местного самоуправления) социально-экономического и социокультурного прогнозирования в целях разработки комплексных перспективных проектов территории; г) создание и развитие нового экономического механизма комплекса, внедрение которого позволило изыскать дополнительные средства для финансирования.

Содержание исследования

Что же включал в себя эксперимент по своему содержанию?
Проведение разнообразных диагностических обследований позволило изучить проблемы семейного воспитания и образования и их влияние на процесс развития и социальной адаптации ребенка, усвоения им школьной программы. Изучение образовательного, социокультурного потенциала сельских семей и социальной среды, возможностей их использования в образовательном процессе позволило провести дифференциацию семей для осуществления индивидуальной социально-воспитательной и социально- образовательной работы.

Обучение взрослых

Выявленные в ходе социальной диагностики образовательные потребности различных возрастных групп и социальных слоев сельского населения позволили осуществить научное планирование всех видов социально-образовательной деятельности и на этой основе спроектировать содержание деятельности социокультурного комплекса. Так особым спросом на формирующемся рынке образовательных услуг на селе пользуются такие виды обучения взрослых, которые позволяют улучшить материальное положение семьи, приобрести жизненно важные в условиях деревни функциональные умения. В числе образовательной деятельности, интересующей мужчин, - курсы водителей различных транспортных средств и сельскохозяйственных агрегатов, освоение народных ремесел, изучение компьютеров и телерадиотехники. Сельские женщины хотят обучаться овощеводству, овладевать навыками народной медицины, лечебного массажа, осваивать секреты кулинарии и швейного дела.
В период исследования было изучено состояние окружающей природной среды (воды, почвы, атмосферы) и разработана на этой основе программа экологического образования детей и взрослых, оздоровления природы и человека.

Апробация новых должностей

В условиях учреждения были апробированы новые должности - такие, как заместитель директора комплекса по социальной работе и дополнительному образованию, заместитель директора комплекса по финскому языку и международным связям. Был экспериментально апробирован институт сельских социальных педагогов, в том числе социальный педагог-этнолог, социальный педагог-эколог, социальный педагог по работе с пожилыми людьми, социальный педагог - организатор культурного досуга, социальный работник, редактор школьного и сельского радио и телевидения.

Образовательные коммуникации и их апробация

В ходе формирующего эксперимента особое внимание было уделено внедрению проекта по созданию уникальной телерадиокоммуникационной системы, которая позволяет с помощью центральных, региональных, сельских и школьных средств массовой информации (радио, телевидения, компьютерных сетей, периодической печати) включить различные категории жителей села в современное информационное пространство, в значительной степени усиливая их образовательные возможности. Успешную апробацию прошли такие формы образовательной коммуникации, как школьная и сельская радио- и телепередача, школьная и компьютерная газета.

Экологический проект

Предметом особой заботы в ходе эксперимента стало инициирование и проведение совместных международных исследований с учеными их Финляндии и Швеции. Началась реализация международных проектов "Живая деревня", "Образование взрослых", одна из задач которых - экологический мониторинг, вовлечение сельских жителей в природоохранную, образовательно-оздоровительную деятельность.
Так, например, результаты экологической экспертизы, проведенной в рамках исследования совместно с финскими специалистами из сельскохозяйственного центра г. Микели, показали опасные для сельского жителя очаги среды его обитания: вода в прилегающих к селу озерах Коткозеро и Виллальском не пригодна для употребления в пищу; значительная часть пахотной земли подвержена ветровой эрозии и заражена вирусами различных почвенных болезней. Эти исследования подтвердили жизненную необходимость экологического образования детей и взрослых.

Экспериментальный учебный план

В процессе опытно-экспериментальной деятельности в учебный план школы-сада введены новые предметы, позволившие усилить гуманитарную, сельскохозяйственную, этнокультурную, социальную направленность обучения сельских детей - такие, как мировая художественная культура, ритмика, этикет, экология, экономика, карельский язык и народная культура, педагогика и психология и другие.
В начальных классах введена система развивающего обучения по Эльконину и Давыдову.

Школа и социально-образовательный эксперимент

В течение одиннадцати лет экспериментальной работы спроектированная на начальном этапе модель претерпевала изменения в соответствии с реальными потребностями социально-образовательной практики. В ходе решения той или иной социально-образовательной задачи создавались адекватные запросам сельских жителей структуры, инициирующие различные виды социально-образовательной деятельности. Так рост безработицы, сельской бедности повлек за собой рост асоциальных
явлений в детской и взрослой среде и востребовал создание в рамках комплекса центра социальной помощи с небольшим приютом. Назрела необходимость создания бюро социальных услуг для населения, экологической службы. Все создаваемые модели образовательной деятельности успешно прошли апробацию.

Нормативно-правовое обеспечение

Параллельно с организацией новых, в том числе нетрадиционных образовательных структур, создавалась концептуальная нормативно-правовая основа образовательной системы. Результатом работы исследовательского коллектива стали разработка региональной концепции образования и воспитания с учетом специфики сельской местности; локальных нормативных актов (положений о сельском социокультурном комплексе, о школьном и сельском телерадиоцентре, о сельском детско- юношеском клубе физической подготовки, о сельском художественно-эстетическом центре, о реальной сельскохозяйственной школе, о сельском центре образования взрослых, о школьном центре социальной помощи и другие).

Целостность образовательной системы

Разработано содержание базового учебно-образовательного центра комплекса, который включал пять основных ступеней: школу развития самостоятельности (начальные классы); школу самоутверждения (5 - 9 классы); школу выбора и самоопределения (10 - 11 классы); школу обучения взрослых.
В число приоритетных направлений опытно-экспериментальной деятельности вошло проектирование новым образцов образовательной деятельности детей и взрослых, позволяющих овладеть новых содержанием сельскохозяйственного, этнокультурного, социального образования.
Таким образом в ходе коллективного поиска удалось осуществить проектирование целостной модели образовательной деятельности и проработать ее в четырех аспектах: содержательном, организационно - управленческом, кадровом и нормативно правовом.
Содержание и результаты исследования широко отражены в кандидатской диссертации Андрейко А.З. "Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования" (1996 г.), а также в различных публикациях.

Ключевые позиции и результаты исследования:

1. Результаты эксперимента показывают, что в новых социально-экономических условиях жизни инициировать и удовлетворить образовательные потребности сельских жителей возможно только при условии создания целостной системы непрерывного образования, путем интеграции образовательно-воспитательных возможностей сельского социума с опорой на развиваемый образовательный потенциал семьи. Наиболее востребованной и универсальной формой организации образовательного процесса на селе является социокультурный комплекс, который выступает как организатор и координатор социально-образовательной деятельности, центр оздоровительной и культурно-просветительной работы среди населения.

2. Полноценное образование детей и взрослых, проживающих на селе, возможно при условии приоритетности таких содержательных компонентов, как единый государственный образовательный стандарт (базовое школьное образование); сельскохозяйственное образование, отражающее специфику сельского образа жизни; этнокультурное образование, предлагающее обучение коренного населения родному языку и приобщению к ценностям национальной культуры; социальное образование, включающее сельских жителей в систему социальной защиты и ускоряющее процесс их социализации; экологическое образование, формирующее экологическую культуру селянина, его личную ответственность за состояние окружающей среды, за собственное поведение в природе; экономическое образование, позволяющее сельскому жителю социально адаптироваться в мире многоукладной экономики.

3. В ходе исследования определены и экспериментально проверены основные концептуальные идеи. В их числе межведомственный подход к структурированию модели комплекса, внедрение целевых образовательных программ, применение современных средств обучения и массовой информации, широкое использование образовательного потенциала сельской семьи и социально-природной среды, социальное партнерство участников образовательной деятельности сельского социума.

4. Исследование показало, что результативность деятельности комплекса значительно повышается в условиях системы управления, которая учитывает специфику сельской образовательной среды, сочетает единоначалие с коллегиальностью и широкой общественностью и широкой общественной инициативой, сотрудничество всех субъектов образовательной деятельности на основе договорных отношений.

5. Эффективность деятельности комплекса возможна лишь при условии внедрения и широкого применения нового экономического механизма: многоканальных источников финансирования, новой системы кадрового обеспечения сельского образования, современной нормативно-правовой основы деятельности всех субъектов образования, эффективной системы мотивации деятельности всех участников образовательного процесса, расширения функций и сферы деятельности комплекса, создания рентабельного учебно-производственного хозяйства, перестройки системы управления.

Выводы

В результате исследования сделан вывод о том, что в современных условиях жизни села именно образование может стать ведущим фактором развития, социализации личности сельского жителя, способствовать социально-экономическим и социокультурным преобразованиям на селе. Исследование показало: чем выше образование крестьянина, фермера, работника агрофирмы, сельского кооператива, тем выше производительность их труда; чем образованнее сельская женщина, тем успешнее решаются проблемы планирования семьи, воспитания и здоровья детей; чем выше образование родителей, тем больше доходы семьи, ее образовательные возможности и потенциал.

В ходе эксперимента школа из узковедомственного учреждения превратилась в социокультурный центр, стала базовой для создания новой социально-образовательной структуры, важным звеном сельской социальной политики. Несмотря на тяжелое материальное положение школы, за последние годы повысился интерес к учебным занятиям, дополнительному образованию, значительно сократилось количество пропусков уроков, улучшилась дисциплина.

Возросло количество детей, молодежи и взрослых в факультативных секциях и кружках. Заметно увеличилось число учащихся, увлекающихся музыкой, изобразительным искусством, техническим творчеством, занимающихся организованным оплачиваемым производительным трудом.

Деятельность комплекса по социальной поддержке населения позволила сократить безработицу среди молодежи и существенно снизить криминогенную обстановку среди подростков и молодежи.

В связи с созданием на базе комплекса этнокультурного центра среди всех слоев населения значительно повысился интерес к карельской национальной культуре, родному языку, к развитию народных традиций.

В ходе исследования были рассмотрены лишь отдельные вопросы теории и практики образования на селе. Коллектив исследователей-практиков Центра образования с. Коткозеро Олонецкого района Республики Карелия готов к продолжению работы по изучению и апробации новых подходов и путей организации и развития системы открытого образования в сельской местности.

ДОЖДАЛИСЬ- КАНИКУЛЫ
© МОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
  kotsch@karelia.ru