Сельская школа для всех
E-mailНовостиФорум
foto1.gif
Информация для...
· преподавателей
· социальных педагогов
· воспитателей детских садов
· руководителей
· родителей
· учащихся
· любителей сенсаций
 
Информация о...
· cеле Коткозеро
· школе
· работе школы в 2006-2007 г.г.
· Федеральной экспериментальной площадке
· проектах и программах
· партнерах
· выпускниках
· известных людях села
 
Фотогалерея
 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

 

Идея создания экспериментальной сельской школы совершенно неслучайно возникла именно в Коткозере – селе с давней историей и образовательными традициями.

Первые упоминания в летописях о поселениях людей на территории Коткозерской волости относятся к середине 16 века. Уже тогда по берегам Коткозера, Утозера, Торосозера, вдоль реки Олонки располагались деревни и  починки крестьян, которые занимались охотой, рыболовством, содержали домашний скот, выращивали рожь и овёс и платили оброк новгородским боярам.

Не смотря на существование уже в те годы письменности и её распространение в православных и культурно-исторических  центрах Русского государства, на нашей территории население в то время было поголовно неграмотным. Однако это вовсе не исключает того, что уже тогда на территории Карелии, в том числе Коткозерской волости, были люди, знакомые с кириллицей, умеющие читать и писать. Как правило, это были священники и монахи. Это подтверждает и история Важеозерского монастыря, основанного в XVI веке.

История образования в Коткозере началась с середины XIX века, когда по инициативе церковных властей в деревне была создана первая церковно-приходская школа, которая обучала детей основам православной культуры и элементарной грамоте. К сожалению, точных сведений об открытии церковно-приходской школы не установлено. Поэтому официальная история народного образования в Коткозерской волости берёт своё начало в 1874 году, когда по инициативе Олонецкого земства была открыта первая светская общеобразовательная школа, которая состояла из двух классов.

Эта школа стала называться земским училищем. Она обучала крестьянских ребятишек основам грамоты: чтения, счета, письма. Дети знакомились с рассказами по истории Российского государства, учились объяснять явления окружающего мира, а также некоторым важным прикладным умениям и навыкам, необходимым в дальнейшей жизни. Однако условия обучения детей в то время очень сильно отличались от современных. Вот что пишет учитель Коткозерской школы начала 20 века А.Е. Кузнецов в своих воспоминаниях: «В 1906 году школа размещалась в частном неприспособленном крестьянском доме с низкими потолками, с маленькими окнами без форточек... За громоздкими партами сидело полтора — два десятка малышей (из них лишь 2-3 девочки)... Многие ученики оставляли школу, проходив лишь один — два года, едва научившись грамоте. Главная причина – вековая спутница крестьянина-карела – нужда, которая заставляла рано отрывать детей от школы к работам по хозяйству и присмотру за младшими братьями и сёстрами».

         После революции в Коткозере началась работа по ликвидации неграмотности и в конце 20-х годов в деревне была организована четырехклассовая начальная школа.

         В 1932 году после создания колхоза открылся пятый класс школы колхозной молодежи (ШКМ), в 1933 году – шестой.

         В 1936 году школа колхозной молодежи была реорганизована в семилетнюю. Неграмотность большей части населения к этому времени, в основном, была ликвидирована. Одним из первых директоров семилетки была Т.И. Вознесенская, известный в Олонецком районе деятель образования.

         В годы войны на занятой финскими войсками территории Олонецкого района в наиболее крупных деревнях были организованы оккупационными властями школы для обучения детей.

         После освобождения района от оккупации в Коткозере была восстановлена семилетняя общеобразовательная школа. В это время много сил и энергии отдавали детям директор школы А.В. Поташева, учителя В.М. Макушева, И.П. Пяркиева, Г.П. Лессонен, В.М. Бачкоев, М.И. Раппу, Н.П. Кириллова, А.М. Блохина и другие.

         Инициаторами внедрения новых методов учебно-воспитательной работы с детьми в те же годы были директора школы Я.М. Кузьмин, В.П. Галов, учителя Э.А. Микконен, К.П. Хааппанен, Е.В. Тихомирова и другие.

         В 1955 году Коткозерская семилетняя школа была преобразована в среднюю.

         Сложные задачи решались педколлективом в переломные в народном образовании 60-е годы: переход к всеобщему восьмилетнему образованию, укрепление связи школы с жизнью и с производством, борьба с массовым второгодничеством и отсевом. Все эти годы школу возглавлял Ю.Д. Соловьев – опытный, творчески работающий педагог, прекрасный организатор школьного дела. Он рано ушел из жизни, но многое успел сделать для укрепления школьного хозяйства.

         В 70-е годы окончательно сложился и окреп, дружный, сплоченный педагогический коллектив, тон в котором задавали заслуженная учительница школы Карельской АССР, учитель-методист Г.К. Насибулина, отличник народного просвещения М.П. Пелешенко, учителя Р.Л. Хаапанен, Т.Т. Вяхякангас, Н.И. Феклистов, Г.Г. Иванова, О.И. Шаргина, З.Т. Дубинина, А.В. Родионова, Т.М. Шалгуева и другие.

         Эстафету педагогических преобразований подхватили учителя, работавшие в школе в 80-е годы. Среди них было много учителей, дающих прекрасные уроки, которые никого из детей не оставляли равнодушными. Среди них – Г.К. Насибулина, вырастившая десятки биологов, агрономов, зоотехников, работающих в разных концах страны, А.П. Пудикова воспитавшая целое поколение учителей, Т.Т. Киселева передающая любовь к истории своим питомцам через исторический театр, походы и поисковую  деятельность.

         С большой ответственностью и старанием трудятся учителя Л.А. Соловьева, Г.В. Смирнова, Л.Н. Букина, Г.Н. Жербина, В.П. Морозова, воспитатели К.В. Шайкина, Н.П. Сорокина, В.Т. Павлова, Е.Д. Скороходова, мастер производственного обучения В.О. Тиначев.

Много сил отдают созданию благоприятного климата в коллективе, тому, чтобы жизнь школы была содержательной, руководители: Г.А. Дубинина – заместитель по учебно-воспитательной работе, Т.М. Шалгуева – организатор по внеклассной и внешкольной работе, Н.Ю. Сорокина – старшая пионервожатая.

         В 1988-89 годах начался период освобождения образовательных учреждений от пут старой тоталитарной педагогики. Настало то время, о котором давно мечтало передовое учительство России – время самостоятельности, поиска, творчества, инновационного движения наиболее смелых и подготовленных школ и педагогов.

         90-е годы были наиболее ярким и результативным периодом развития нашего образовательного учреждения, не смотря на глубокий кризис, разразившийся в стране. Переезд в новое здание школы в 1990 году, ввод прекрасного спортивно-оздоровительного комплекса в 1991 году, организация работы сельскохозяйственной школы – филиала Олонецкого СПТУ-2 (1992 г.), создание детской музыкальной школы и детско-юношеского клуба физической подготовки (1992 г.), организация новых курсов и кружков по обучению взрослых (1993 г.), создание первого в республике этнокультурного – образовательного центра (1994 г.), выпуск первого номера школьной компьютерной газеты «Ларец» (1995 г.), создание школьного приюта для социально незащищенных детей на базе интернате (1996 г.), открытие школьного этнокультурного музея «Карельская изба» (1996 г.), осуществление проекта по организации республиканского этнокультурного лагеря «Карельские птички» (1997 г.).

         Коткозерская экспериментальная школа-комплекс была первой среди сельских школ Карелии, которая в 1997 году при поддержке ПетрГУ и ОАО «Ростелеком» вышла в Интернет, успешно работает в сети и передает свой опыт другим.

         В 1997 году усилиями многолетней работы педагогического коллектива было завершено, в основном, создание первого в России сельского социокультурного комплекса – нового вида общеобразовательного учреждения, модель которого была теоретически защищена кандидатской диссертацией и практически реализована в Коткозере.

         Результаты нашей работы были востребованы на практике. В начале 21 века в различных регионах Российской Федерации созданы и создаются в настоящее время сотни социокультурных центров и комплексов.

         В Федеральной программе развития образования в России на 2004 – 2010 г.г. одним из рекомендуемых к созданию видов сельских общеобразовательных учреждений является социокультурный центр.